Живопись Киевской Руси Презентация

      Комментарии к записи Живопись Киевской Руси Презентация отключены

Живопись Киевской Руси Презентация.rar
Закачек 1971
Средняя скорость 9106 Kb/s

Web server is down

What happened?

The web server is not returning a connection. As a result, the web page is not displaying.

What can I do?

If you are a visitor of this website:

Please try again in a few minutes.

If you are the owner of this website:

Contact your hosting provider letting them know your web server is not responding. Additional troubleshooting information.

Cloudflare Ray ID: 418aeeb0000c8d8f • Your IP : 185.5.248.125 • Performance & security by Cloudflare

Автор: 1. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Живопись Древней Руси.ppsx» бесплатно в zip-архиве размером 2179 КБ.

Живопись Древней Руси

Живопись Руси X-XVII веков

Проект параграфа по истории на тему — “Живопись Руси X-XVII веков”.

Живопись XI-XIII век

Уже в 11 веке строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе черты условного иконописного лика. В это время прославился печерский монах-живописец Алимпий, про которого говорили, что он “иконы писать хитр был зело”.

Фреска Софийского собора в Киеве

Живопись XI-XIII век.

Фреска Софийского собора в Киеве

Мозаика святых Михайловского Златоверхого монастыря

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых. Их лики стали более мягкими, округлыми.

Икона “Ангел Златые власы”

Живопись XI-XIII век.

Икона “Ангел Златые власы”

Позднее складывалась новгородская школа живописи. Её характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. До нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона “Ангел Златые власы”, где при всей условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа.

“Спас Нерукотворный”

Живопись XI-XIII век.

На иконе “Спас Нерукотворный” Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода.

В иконе “Успение Богородицы” в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты.

Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице

Живопись XI-XIII век.

Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода (1198).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи

Живопись XI-XIII век.

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира -на- Клязьме, где замечательные фрески, изображающие “Страшный суд”, украшали Дмитровский собор.

Икона “Страшный суд”

Икона “Ярославская Оранта”

Живопись XI-XIII век.

Икона “Ярославская Оранта”

В начале 13 века прославилась ярославская школа иконописи. Среди иконописных произведений особенно известна так называемая “Ярославская Оранта”, изображавшая Богородицу. Её прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразивших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание.

Живопись XIV-XV века

В эти времена среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Федора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов.

Фреска церкви Спаса на Ильине

Фреска церкви Федора Стратилата

Русская фресковая живопись

Живопись XIV-XV века.

Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева. Вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля; затем, в сотрудничестве с Даниилом Черным работал над фресками и иконами для троицкого собора Троице – Сергиева монастыря.

“Троица” Андрея Рублева и Феофана Грека

Работа Андрея Рублева и Даниила Черного

Самая известная работа Андрея Рублева-”Троица” из иконостаса

Живопись XIV-XV века.

Самая известная работа Андрея Рублева-”Троица” из иконостаса Троицкого собора. Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображенных фигур и прозрачности, нежности красок. Они отражают характерные черты русской природы и человеческой натуры. Они присущи и другим иконам и фрескам-”Спасу”, апостолам, ангелам.

Живопись XV-XVII века

На этих рубежах в иконописи и в фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. Они привлекают красочностью, декоративностью, пышной торжественностью. Большей лаконичностью, строгостью отличается иконопись новгородской школы.

Дионисий с сыновьями

Живопись становится все больше делом государственным

Живопись XV-XVII века.

Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551г. Усиливает надзор за иконописцами. Икона “Церковь воинствующая” в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца.

Икона ”Церковь воинствующая”

Живопись XVII века

В 17 веке русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин, Симон Ушаков- наиболее замечательные ее представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

Икона Прокопия Чирина

Живопись XVII век

В творчестве Симона Федоровича Ушакова, мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника и других мастеров намечается стремление к реализму.

Икона ”Спас нерукотворный” Симон Ушаков

Реалистические тенденции

Живопись XVII век.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве.

Фреска церкви Троицы в Никитниках в Москве.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Живопись XVII век.

Церковь Ильи пророка в Ярославле.

Фреска церковь Ильи пророка в Ярославле

Черты реализма появляются и в портретном жанре

Живопись XVII век.

Черты реализма появляются и в портретном жанре. Если парсуны царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной иконописной манере, то более поздние, середины и второй половины века, говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму.

Портрет царя Федора Алексеевича

Живопись XVII век.

Портрет царя Федора Алексеевича (И. Богданов)

Портрет патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс)

Портрет царя Алексея (С. Лопуцкий)

Вопросы к параграфу

Назовите известнешие иконы, написанные Андреем Рублевым. В творчестве каких мастеров намечается стремление к реализму? Назовите самых известных мастеров фрески XIV века?

Над проектом работали

Басникова Екатерина Киканов Александр Матвеева Алена Сидорова Наталья

Древнерусское искусство можно разделить на несколько периодов: Искусство Киевской Руси (9-12 вв.) Искусство периода феодальная раздробленности(12-13 вв.), Искусство периода свержение татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14-15 вв.), Искусство Московской Руси(конец 15-16 вв.) Для каждого из этих периодов характерны свои особенности.

Архитектура Киевской Руси Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в Киевской Руси. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема. Называлась она десятинной, так как князь Владимир отдавал её десятую часть своих доходов

Киевский князь Святой Равноапостольный Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., на следующее «лето 6497 (989 г.) <…> помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, – записано в "Повести временных лет", – и пославъ преведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами« Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году Десятинная церковь — «храм на крови». Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. По преданию, киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанн и Феодор.

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь ещё не знала

Во временя Ярослава Мудрого (конец 10-начало 11 века) искусство Киевской Руси достигло особого расцвета – около 400 церквей украшали город, попасть в который можно было через одни ворота в четырехкилометровой стене. Эти ворота назывались ЗОЛОТЫМИ ВОРОТАМИ. Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.

Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар, комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.

Софийский собор в Киеве. Собор София Киевская – главная достопримечательность Киева

Собор София Киевская, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение.

Пространственное решение собора София Киевская Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи. София Киевская служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе хранится Саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополе)

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние )

Архитектурные формы и роспись Софийского Собора в Киеве образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты — среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.

ФРЕСКИ Софийского Собора Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке) Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

Схема размещения фресок:

фреска "Сошествие Христа в ад"

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого

Фреска "Апостол Павел"

Фреска "Император Константин"

фреска "Единоборство архангела Михаила с Иаковом"

Фрески несли образовательную функцию – рассказывали неграмотным прихожанам историю христианства Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись "Георгий", выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевскойособенно красочным и богатым.

Мозаики Софии Киевской Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика — изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы — смальты) Все сохраненные мозаики Софии Киевской — это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.

Схема размещения мозаик:

Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор). Главный купол Софийского собора

Христос — в пурпурном хитоне* и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя — четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) — мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.

Мозаики "Евангелисты Марк и Иоанн»

Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской

В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты — богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее — около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней — синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий — 21, зеленый — 34, красно-розовый — 19, золотой — 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов. Технология изготовления смальты затем была утеряна и восстановлена в 18 веке М.В.Ломоносовым

ГРАФФИТИ Софийского собора На стенах Софийского собора в разных местах сохранились средневековые надписи и рисунки -граффити, оставленные священниками и посетителями Софийского собора. Это ценные памятники древнерусской письменности, важные исторические документы, из которых мы черпаем интересные сведения о разных сторонах жизни Древней Киевской Руси. Самые интересные из граффити в Софии Киевской, которые рассказывают о политических событиях прошлого, упоминают имена исторических лиц, известных из летописей. Из последних — князь Ярослав Мудрый, его сыновья Всеволод и Святослав, внуки Святополк и Владимир Мономах и другие.

Софийские граффити в значительной мере отражают язык древних киевлян, а также указывают на высокий уровень грамотности среди населения Киевской Руси того времени. Древнейшие надписи относятся к 30-40 х годов XI века и косвенно свидетельствуют о дате выполнения настенных росписей храма. На стенах Софийского собора до сих пор сохранились более 300 граффити Граффити Софийского собора — это ценные находки древнерусского грамотности, поскольку древнейшие из них выполнены не кириллицей, а глаголицей. И, несмотря на широкое распространение кириллицы, созданной Кириллом и Мефодием и используемой для церковных текстов, найдены многочисленные надписи глаголицей, свидетельствуют о том, что общественность еще долгое время не воспринимала искусственно выдуманную письменность


Статьи по теме