Виды Законов в РФ Курсовая

      Комментарии к записи Виды Законов в РФ Курсовая отключены

Виды Законов в РФ Курсовая.rar
Закачек 836
Средняя скорость 4398 Kb/s

Пример готовой курсовой работы по предмету: Конституционное право

Основные данные о работе 1

Основная часть 6

1глава. Понятие и классификация законов в Российской Федерации 6

2 глава. Общая характеристика основных видов законов в Российской Федерации 11

Список использованных источников 23

Выдержка из текста

Признание же судом общей юрисдикции закона субъекта федерации противоречащим федеральному закону означает, что он не подлежит применению, является недействующим. Такое решение суда предполагает приведение закона субъекта Федерации в соответствие с федеральным законом. Кроме того, в тех субъектах РФ, где сформированы и действуют конституционные (уставные) суды, закон субъекта Федерации может быть признан не соответствующим конституции (уставу) субъекта РФ и следствием этого является утрата им юридической силы;

  • — в-третьих, производность высшей юридической силы законов субъектов Федерации непосредственно от соответствующих конституций (уставов).

Производность эта определяется двумя аспектами — формальным и материальным.

Формальный аспект обусловлен тем, что региональные законы должны приниматься с соблюдением конституционной (уставной) процедуры. Если установленная конституционными (уставными) нормами процедура не соблюдается, то закон может быть признан не соответствующим конституции (уставу).

Материальный аспект предполагает: а) принятие законов, которые непосредственно предусмотрены конституцией (уставом) субъекта Федерации; 6) соответствие законов конституции (уставу) по содержанию, их непротиворечивость конституционным (уставным) положениям.

Еще одним важным свойством закона субъекта РФ, который характеризует его юридическую природу, является особый порядок их принятия.

Выполнение установленного конституциями (уставами), законами и регламентами законодательных органов субъектов Федерации порядка принятия законов, их опубликования и введение в действие есть необходимое условие придания рассматриваемым актам должной юридической силы. Это выполнение есть юридические факты, составляющие в своей совокупности процедуру принятия закона. Однако сами по себе данные факты не являются элементами принятого закона. Следовательно, порядок рассмотрения и принятия закона высшим представительным органом субъекта федерации, его публикация и вступление в силу — обуславливают правовую природу регионального закона, но не составляют ее содержания. Вместе с тем процедуру принятия и вступления в силу регионального закона необходимо рассматривать как важную гарантию его юридической силы.

Также особенностью региональных законов проявляется в их нормативном характере. Если многие других правовые акты органов государственной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации, могут быть как нормативными, так и ненормативными, то законы выступают как акты, которые направленны на установление нормативных предписаний, либо на их изменение, либо отмену.

Источниками конституционного право выступают те формы внешнего выражения юридических норм, которые содержат конституционно-правовые предписания.

В перечне источников конституционного права можно говорить о:

  • — Конституции Российской Федерации;
  • — международных принципах и международных актах;
  • — актах Конституционного суда Российской Федерации;
  • — решениях, принимаемых в порядке референдума Российской Федерации;
  • — федеративных договорах, которыми регламентируются вопросы, связанные с разграничением полномочий и предметов ведения;
  • — законодательных актах;
  • — регламентах Федерального собрания Российской Федерации;
  • — актах Союза ССР и РСФСР, в части действующих норм;
  • — подзаконных нормативных правовых актах;
  • — акты субъектов РФ (с учетом внутренней классификации по юридической силе).

Особое место в ряду источников конституционного права занимает закон как нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый законодательным (представительным) органов государственной власти в рамках специальной процессуальной формы, и призванный регулировать наиболее важные общественные отношения.

Правоведы выделять различные виды законов в зависимости от предмета их регулирования, юридической силы, способа принятия. Например, можно говорить о кодифицированных и некодифицированных законодательных актах; общих и специальных законах.

В российской правовой системе Конституция закрепила такие разновидности законов, как: закон о поправке к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Их отличает юридическая, предметная область регулирования, особенности процедуры принятия, изменения или отмены. Наиболее многочисленную группу образуют федеральные законы, которые несут на себе основную нагрузку по нормативно регламентации общественных отношений.

По своему значению федеральные законы выступают в качестве правовых актов основополагающего характера. Они выступают юридической основой на которой строиться правотворческая деятельность иных государственных органов. Они содержат юридические предписания, служащие отправными точками для всей российской правовой системы. Они развивают, дополняют и изменяют ее основы, обеспечивают ее существо.

№ п/п Понятие Определение 1 Закон — важнейшая разновидность формальных источников права. 2 Закон простой — один из видов законов в странах, в которых установлена иерархия законов по степени значимости предмета регулирования и юридический силе. 3 Законы субъектов федерации — в федеративных государствах один из видов законов, принимаемых представительными органами или референдумом в субъектах федерации по вопросам их компетенции. 4 Кодекс — законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения. 5 Конституция — Основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

6 Конституция материальная — нормативный правовой акт, совокупность актов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, которые определяют основы конституционного строя, форму правления, структуру, компетенцию и основные принципы деятельности высших органов государства, принцип организации местного самоуправления, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина. 7 Конституция фактическая — реальное положение общественных отношений, которые подлежат конституционному регулированию. 8 Конституция формальная — закон, который имеет наивысшую юридическую силу. 9 Конституция юридическая — это система правовых норм, которая регулирует особый круг общественных отношений, определяющих предмет Конституции.

1. Обнародование закона — официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными органами или должностными лицами.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием

1. декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. —

2. дек. 2 О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от

2. июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710. 3 О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от

1. декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (1 ч.).

— Ст. 4916. 4 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740. 5 О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от

1. января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171. 6 Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 544 с. 7 Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. / С. А. Авакьян. — М.: Норма, 2010. 8 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. — М., 2010. — 796 с. 9 Козлова Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2012. — 593 с.

1. Нарутто С.В. Конституционное право России / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. — М.: Ифра-М. 2013. — 413 с.

1. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учеб. для бакалавров / В.Г. Стрекозов. — М.: Юрайт, 2013. — 316 с.

1. Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступ. ст. В.А. Туманова. — М.: Прогресс, 1988. С. 111- 122.

Гулиев, В.К.-о. Закон как источник конституционного права Российской Федерации: Автореф. Дисс. … канд. юрид. — Челябинск, 2006. С. 5.

См.: Иванюк О.А. Источник права: проблема определения // Журнал российского права. 2007. №

9. См., напр.: Тихомиров Ю.А. Теория закона. — М., 1992. С. 26

См., напр.: Тихомиров Ю.А. Теория закона. — М., 1992. С. 26

Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. — М., 2005. С. 3.

См.: Вопленко Н.Н. Источники и формы права. — Волгоград, 2004.

Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития // Судебная практика как источник права. — М., 2000. С. 16.

Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. 2000. № 6. С. 3.

Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко. — М., 2000. С. 97.

См. подробнее: СЗ РФ. 1995. №

Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М., 1998. С. 402.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ ОТ

1. июня 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №

Дудко И.Г. Юридические свойства закона субъектов Российской Федерации // Гос. власть и местное самоуправление. 2005. № 2.

См., напр.: Законы области как субъекта Российской Федерации: Сборник /Под ред. Ю.А. Тихомирова. Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1996.

Список источников информации

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием

1. декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. —

2 О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от

2. июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.

3 О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от

1. декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (1 ч.).

4 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740.

5 О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от

1. января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.

6 Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 544 с.

7 Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. / С. А. Авакьян. — М.: Норма, 2010.

8 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. — М., 2010. — 796 с.

9 Козлова Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2012. — 593 с.

10 Нарутто С.В. Конституционное право России / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. — М.: Ифра-М. 2013. — 413 с.

11 Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учеб. для бакалавров / В.Г. Стрекозов. — М.: Юрайт, 2013. — 316 с.

12 Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

курсовая.docx

1.Понятие и виды законов в Российской Федерации…….…5

2.Конституция Российской Федерации……..………………..8

3.Федеральный конституционный закон………………. 20

5.Закон о поправках к Конституции………………………..29

Список используемой литературы………………………….32

Понятие закона раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, в формальном – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти». «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан».

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ».

Основной целью данной курсовой работы является охарактеризовать основные виды законов в Российской Федерации.

Основными задачами данной курсовой работы является:

– дать общее понятие закона;

– рассмотреть иерархию законов в Российской Федерации;

– выделить основные признаки и особенности законов.

1.Понятие и виды законов в Российской Федерации.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый органами представительной (законодательной) власти в особом процессуальном порядке или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. Закон не может быть отменен или изменен никаким другим органом, кроме как тем, который принял этот закон. Действие закона может быть приостановлено постановлением Конституционного Суда РФ, если этот закон противоречит Конституции РФ 1 .

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и в широком смысле.

Один из английских правоведов в своем труде о праве раскрывает понятие закона таким образом: «.. закон (статут) есть формальное постановление относительно какого-нибудь правила поведения, подлежащего в будущем соблюдению со стороны тех лиц, к которым оно обращено… В сравнительно редких случаях он стремится установить уже существующее право, но даже и тут весьма сомнительно, что творцы законов сами думали, что они устанавливают уже существующее право». 2

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима:

  1. Папиниан – «Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства»;
  2. Цельс – «Права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае»;
  3. Гай – «Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей».

Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: «Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, — которое приказывает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо».

Закон имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы:

    1. Закон имеет название, указывающее на предмет правового регулирования, т. е. на круг регулируемых общественных отношений.
    2. Закон должен содержать наименование органа, принявшего данный нормативно-правовой акт. Юридическая сила данного закона зависит: а) от его места в иерархической структуре системы законодательства и б) от органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего нормативного акта.
    3. Каждый закон имеет номер и дату его принятия, которые помогают индивидуализировать законы и определить их место в иерархии нормативных правовых актов.
    4. Закон имеет нормативно- правовое содержание. Закон обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права (правила предписания). Статьи имеют нумерацию и могут быть объединены в главы и разделы.
    5. Закон должен быть подписан соответствующим должностным лицом (федеральный закон – Президентом Российской Федерации).

Основными видами законов в Российской Федерации являются:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Федерации.

2.Конституция как основной закон государства РФ.

Конституция — это закон, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основные принципы устройства и деятельности государства и общества 3 .

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. День всенародного голосования 12 декабря 1993 года считается днем принятия Конституции РФ.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты 4 :

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Рассмотрим эти черты.

1. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа. В Конституции РФ 1993 года рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации ….принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер.

Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка».

3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует 5 .

Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

4. Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

— в верховенстве конституции;

— в ее высшей юридической силе;

— в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

— в особой охране конституции;

— в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития 6 .

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России 7 . Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82). 8

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Пример курсовой работы 2.doc

I. Виды законов Российской Федерации

1.2 Виды федеральных законов

1.2 Конституция – основной закон государства

II. Соотношение законов в российской Федерации

2.1 Законы и подзаконные нормативные правовые акты

2.2 Особенности соотношения законов и нормативных правовых актов

Список использованной литературы

Понятие закона раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, в формальном – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти». «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан».

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой».

Действующее законодательство не содержит легального определения закона. В теории права предлагается закрепить такое определение в специальном законе «о законах».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ».

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж. И. Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы:

а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции;

б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы.

Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель – законы РФ, их виды и соотношение.

Изложенная цель настоящей работы ставит перед автором следующие задачи:

– дать понятие закона;

– охарактеризовать признаки и виды законов;

– рассмотреть соотношение законов в РФ.

I. ВИДЫ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.2 ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Виды законов могут выть выделены по разным основаниям. Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:

– основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;

– общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;

– порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

– правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;

– правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;

– федеральные налоги и сборы;

– общие вопросы национальной безопасности;

– порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;

– уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;

– судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

1.2 КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

В любой стране Конституция это Основной Закон государства, который имеет высшую юридическую силу и регулирует наиболее важные общественные отношения. К числу которых относятся объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Существуют писаные и неписаные конституции. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий доминирующее место в правовой системе страны как по своему содержанию (регулирование важнейших ключевых общественных отношений), так и по форме (особый порядок принятия и пересмотра этого акта и т. д.). Неписаные конституции – совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязано выполняющих (по содержанию) роль основного закона страны и не имеющих по форме каких-либо значительных отличий от иных законов государства. Современные государства, в том числе и Россия, – это страны, которые имеют писаные конституции. Сравнительно редкое явление в мировой практике – неписаные конституции – (Англия, Израиль, Новая Зеландия).

Конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появление любого закона опирается на перемены в самом обществе, должно быть подготовлено его экономическим и социально-политическим развитием. С другой стороны, конституция становится реальным фактором правовой жизни лишь при исполнении ее предписаний.

Характер соотношения конституции фактической (конституционного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции.

II. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОВ В РОССИЙСК ОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся:

– Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

– законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;

– законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенны законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. Обыкновенные законы можно подлить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и должны ему противоречить. В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).

На уровне субъектов РФ – республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты а республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Обычные (текущие) законы соответствуют Конституции. Эти законы регулируют общественные отношения на ее основе.

2.2 ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Существуют определенные особенности в соотношении закона с конкретными видами подзаконных нормативных правовых актов, где это соотношение закреплено другой общей формулой: «не должны противоречить закону».
В данной формуле ничего не сказано об основании издания такого подзаконного нормативного правового акта. Однако, в ней четко указано подчиненное положение такого акта по отношению к закону, что он не должен ему противоречить. Следовательно, установление принципиально иных, чем в законе, предписаний для такой категории актов все-таки запрещено напрямую. Отсюда акт, который не должен противоречить закону, зависим от закона, бесспорно подчинен ему, его юридическая сила в соотношении с юридической силой закона будет уступать последнему, будет ниже юридической силы закона. Нормативные правовые акты, которые не должны противоречить закону, безусловно, следует относить к подзаконным нормативным правовым актам.

В действующем законодательстве и юридической литературе законы различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия. Выделяются кодифицированные и не кодифицированные законодательные акты; общие и специальные законы.

При этом не все федеральные законы одинаковы по своей юридической силе. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12,22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.) прямо закрепляет, что «федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону» (п. 6 ст. 1 Закона).

Приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и конституции и уставы – основные законы субъектов РФ – такой вывод следует из формулировки п. 2 ст. 4 Конституции РФ.

В настоящее время возрастает роль кодифицированных законодательных актов. Как отмечают эксперты, кодексы не отличаются от иных федеральных законов по порядку принятия, не выделяются в Конституции РФ. Однако практика идет по пути наделения кодексов более высокой юридической силой, нежели обычные федеральные законы. Как справедливо отмечается в юридическое литературе, кодексы по отношению к другим, обыкновенным законам занимают куда более высокую ступеньку в иерархии источников права. Кодексы по своему положению среди форм права находятся между федеральными конституционными и федеральными законами. Конечно, говоря о фактическом приоритет норм кодексов над нормами иных федеральных законов, необходимо учитывать, что такой приоритет не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.

Сферы общественных отношений, регулируемых обычным (неконституционным) федеральным законом в РФ предметно определены в Конституции РФ в связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно п. п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ (их перечень изложен в ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (их перечень представлен в ст. 72 Конституции РФ).

Конституция РФ не устанавливает перечня вопросов, правовое регулирование которых может осуществляться только законом. При этом в ряде статей Конституция РФ указывает на необходимость законодательного регулирования тех или иных общественных отношений. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.)).


Статьи по теме