Смоленцева Введение в Мир Экономики скачать

      Комментарии к записи Смоленцева Введение в Мир Экономики скачать отключены

Смоленцева Введение в Мир Экономики скачать.rar
Закачек 2734
Средняя скорость 6426 Kb/s

Яна Федоровых
Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из самых сложных и в то же время важных проблем. Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста надо говорить об экономическом воспитании малышей? Не секрет, что ребенок дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Суть предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности (математической, художественно-творческой и т. д.) экономическим содержанием. В основу этой методики легла идея отечественного психолога А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского опыта различными впечатлениями.

На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а для их осуществления он представляет родительский кошелек. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, как можно побольше родительских денег. Мегаполисы буквально вытягивают различные денежные средства из маленьких и больших горожан своей широко развитой индустрией развлечений, ориентированных на различные интересы. А специальные рекламные акции призваны целенаправленно формировать моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Дети уважительно относятся к деньгам и их значимости, они пользуются популярностью у своих сверстников, особенно, если им хочется похвастаться покупкой той или иной дорогостоящей игрушки. Так деньги начинают управлять отношениями во дворе, в садике, на детской площадке.

По мнению автора комплексного исследования об экономическом воспитании старших дошкольников, кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцевой, именно в семье ребенок познает азы экономического воспитания. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

В нашей подготовительной группе процесс экономического воспитания мы реализуем через различные формы, методы и приёмы (дидактические и сюжетно ролевые игры с экономическим содержанием, проблемные ситуации, сказки, пословицы и поговорки, логические задачки, кроссворды и т. п., что делает процесс познания экономики интересным и доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном.

В этом учебном году в нашей группе по экономическому воспитанию проводится специально организованная совместная деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей) по пяти основным темам: «Моя семья» (семейная экономика, «Мир денег» (деньги, цена, «Мой город» (производство полезных товаров, «Мир товаров» (основы маркетинга, «Моя страна» (ресурсы).

Осваиваем мы с ребятами эти все темы через основную форму обучения – игру. Ведь именно через нее ребенок познает мир. Такие сюжетные игры, как «Рекламное агентство», «Ателье для маленьких принцесс», «Супермаркет» и многие другие очень увлекают и развивают первые навыки приобщения к миру взрослых.

А сделать экономику понятной помогают нам комплексно-тематические занятия по математике, речевому развитию или экологии.

Значительное место в работе по введению дошколят в мир экономики отводим сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Из русских народных сказок и из авторских современных дети узнают о таких экономических качествах личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.

Особенный интерес был вызван у моих подопечных сказкой Т. Поповой, О. Меньшовой «О том, как Миша стал бизнесменом». Эта занимательная экономическая история стала интересна не только детям, но и взрослым родителям.

Запомнить на первый взгляд трудные экономические термины помогают нашим детям интересные стихотворные рифмы, например: И врачу и акробату выдают за труд (зарплату) или люди ходят на базар, там дешевле весь (товар) или за сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет (кассир).

С ребятами мы сделали в группе «Экономический словарик для малышей» в виде книжки-малышки с их собственными иллюстрациями. Наш совместный труд был высоко оценен как другими педагогами, так и нашими родителями, которые тоже принимали активное участие в развитии экономических представлений у своих детей. Так мама Ильи Симонова, Ксения Валерьевна, — работник банка. Она помогла нам подготовить одно из занятий под названием «Где живет денежка?». Илья очень подробно нам рассказал о сотрудниках банка и показывал картинки с изображением инкассаторской машины.

Семья Пилипович приготовила все необходимое для выступления дочери Даши по такой интересной теме, как «Путешествие денег». Альбом, который показывала Даша. Очень яркий и, конечно он вызвал большой интерес у детей в группе. Мы по праву считаем, что родители – это первый источник эконмических знаний у своего ребенка.

В перспективе работы по введению в мир экономики наших детей мы планируем вечера досугов: конкурсы, викторины и даже олимпиаду среди подготовительных групп нашего детского сада. Ведь это своего рода праздники – яркие и необычные, которые помогут нашим детям в освоении мира экономики.

В заключении хотелось бы процитировать одну восточную мудрость: «Сколь бы ни был длинен путь, всегда он начинается с первого шага». И именно, родители начинают этот первый шаг со своими детьми в мир, который нас окружает. Так пусть он будет интересным, полезным, здоровым и наполненным заботой о детях!

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность — «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Проект «Обмен и деньги» Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136» города Чебоксары

Проект: «Играем в экономику»

(по развитию познавательного интереса к экономическим знаниям

у детей старшего дошкольного возраста)

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 136»

города Чебоксары Государева Наталия Николаевна

воспитатель Филиппова Елена Алексеевна

Чебоксары 2011 год

1. Анализ условий.

1.1. Анализ внешней ситуации…………………….

1.2. Анализ внутренней ситуации…………………..

2. Цель и задачи проекта………………………………..

3. Ожидаемые результаты………………………………

4. Программа реализации проекта……………………..

5. Отчет о реализации проекта…………………………

«Играем в экономику»

(по развитию познавательного интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста)

по составу участников – коллективный;

по целевой установке – познавательный;

по срокам реализации – долгосрочный;

по тематике – тематический

База реализации проекта

МДОУ «Детский сад № 136»

Сроки и этапы проекта

2008-2009 учебный год

Изменения в социально-экономической сфере жизни общества предъявляют новые требования к содержанию воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из функций воспитания является постепенное введение ребенка в социальную жизнь общества.

Специальных исследований в области экономического образования детей дошкольного возраста до девяностых годов не велось. Но исследования на ступени младшего школьного возраста показали, что экономическое образование и воспитание начинаются уже в дошкольном детстве. И не смотря на сложность экономики как науки дети дошкольного возраста приходят в первый класс с достаточно богатым багажом знаний из области экономики.

Во-первых, это достижение успешной работы дошкольных учреждений по ознакомлению детей с социальной действительностью, Л.И.Беляева, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова и др. Первоклассники хорошо ориентируются в таких понятиях, как страна, родной край, чем он славен, народными промыслами. Во-вторых, это результат целенаправленного решения задач трудового воспитания дошкольников.(труд, работа, результат труда, деньги, цена, стоимость.).

Реализация методики трудового воспитания практическими работниками дошкольных учреждений способствовала возникновению у детей знаний о труде, интереса к труду, начал трудолюбия, формированию элементарных навыков и умений – В.И.Логинова, Т.А.Маркова, В.Нечаева, Р.С.Буре и др.

Во -вторых, дети активно закрепляют получаемые знания в своих играх. Поэтому закономерно считать игру источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоения, правил обращения с игрушками и другими игровыми материалами.

В-третьих, базой экономического воспитания следует рассматривать воспитание жизненно важных нравственно волевых качеств у детей в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду. Выдвигалась и решалась задача воспитания у детей бережного отношения к окружающему предметному миру: к игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, И.И.Розанова, С.Н.Николаева, Л.М.Кларина).

Итак, обнаруженные у дошкольников первоначальные экономические знания — явление не случайное. Это результат планомерной работы воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений на основе научно разработанной программы воспитания и обучения дошкольников.

Социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас. В ней масса интересного, увлекательного, и это еще больше привлекает и интригует пяти-шестилетнего ребенка.

Как сориентироваться ребенку в этой непростой жизни? Как понять, что хорошо, что плохо, что можно, должно, а что нельзя и наказуемо, почему в одном магазине люди расплачиваются долларами, в другом- евро, а реклама убедительно приглашает купить незнакомые привлекательные вещи, отдохнуть на прекрасном острове. Ребенку в такой ситуации непросто, а взрослым оставаться безучастными просто недопустимо. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное влияние на его формирующуюся личность. Ведь многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений, особенно те, которые вызывают животрепещущий интерес. К примеру — деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена, почему трудно и невозможно купить сразу все, что хочется. Эти экономические явления заключают в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и имеют прямое отношение не только к суждениям ребенка, но и к становлению его ценностных ориентации, нравственных позиций, поиску своего «Я» в складывающемся экономическом образе мышления.

Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто.

Психологи и педагоги постоянно подчеркивают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в памяти у него навсегда.

Но в работе по экономическому воспитанию с детьми дошкольного возраста речь может идти только о возможности формирования предпосылок экономического воспитания. Можно по-новому подойти к отдельным вопросам математики, трудового и нравственного воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.

Важно как можно раньше начинать эту работу. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Это возможно при тесном взаимодействии с родителями воспитуемых. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «.. .дети не учатся жить, а живут. » (Е. А. Аркин.)

Одной из определяющих функций семьи является функция экономическая, к ней примыкает хозяйственно-бытовая. В реальной жизни они преследуют цель — содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей. Им предстоит жить в 22 веке. И от того, как и чему мы научим наших детей, зависит будущее нашей страны.

Анализ внешней ситуации

В современных условиях развития общества и становления рыночной экономики успех каждого человека, а значит и процветание общества в целом, возможны лишь в том случае, если большая часть людей сознательно, исходя из традиций и личного опыта, будет действовать в согласии с объективно существующими закономерностями. Для обеспечения своего будущего в условиях рынка выдвигаются совершенно новые требования к подготовке будущего поколения к участию в производстве и формированию готовности включаться в современные формы экономических взаимоотношений, что возможно при условии изучения теории и практики экономики и формировании экономического мышления подрастающего поколения. Об этом указывается и в Концепции экономического образования в средней профессиональной школе: «В ближайшей перспективе народное хозяйство Российской Федерации должно получить молодую генерацию кадров, способную работать на биржах, в коммерческих банках, брокерских конторах, рекламных офисах, отделах по маркетингу и менеджменту, опираясь на мировой опыт свободной конкуренции и нового климата, вызванного приватизационными процессами в народном хозяйстве, акционированием собственности и др. Действенным инструментом реализации этого положения должны стать новые экономические дисциплины, специальности, учебные планы, позволяющие готовить специалистов в сфере банковского, коммерческого и биржевого дела, маркетинга, менеджмента, финансирования, кредитования, правоведения, страхования, налогообложения и т.д.»

Не вызывает сомнения тезис о том, что многие серьезные трудности реализации государственных программ вывода экономики из кризисного состояния – результат профессиональной некомпетентности различных категорий работников, отсутствие у них экономических знаний и опыта рыночного хозяйствования. Все это диктует необходимость коренных перемен не только в содержании экономического образования, но и серьёзной организационно-методической перестройки учебного процесса. Речь идет о создании системы, основополагающими принципами которой должны стать преемственность всех её звеньев, ступенчатость и вариативность подготовки, учет региональных и отраслевых особенностей, потребностей отдельной личности и общества в целом.

Гражданское воспитание предполагает участие гражданина в общественной, политической, экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к другим людям, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве, и поэтому очень важно, чтобы ребенок был способен:

Понимать, что у людей есть общее (потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, деньгах и др.) и различия (социальное, экономическое положение в обществе, внешность, традиции, ценности и т.д.);

Быть готовым к тому, что в мире все постепенно меняется и понимать необходимость и неизбежность этих перемен;

Уметь выделять ситуации, в которых существует несколько возможностей для принятия решений, и выбор наиболее оптимального из них;

Жить в сообществе семьи, дошкольного учреждения, соседей, друзей;

Иметь представления о производстве, орудиях и продуктах труда, материалах, ресурсах и их происхождении;

Понимать взаимосвязи и зависимости живых существ, природных ресурсов и коллективного использования их людьми.

Таким образом, существует социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экономических знаний, как базисным основанием личности.

Анализ внутренней ситуации:

Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, — непросто.

Психологи и педагоги постоянно подчеркивают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него в памяти навсегда. Для постепенного введения ребенка в социальную жизнь общества необходима благоприятная среда.

Проанализируем факторы и их воздействие на эффективность формирования экономических знаний детей в МДОУ «Детский сад №136» города Чебоксары, выпускная группа.

Я – педагог с дошкольным образованием.

Наличие программ и учебно – методических пособий по проблеме

Материальная поддержка со стороны родителей

Интерес детей к социально – экономической жизни

Отсутствие целостной педагогической системы формирования экономических знаний у дошкольников.

Недостаточная материально – техническая база дошкольного учреждения для создания предметно – развивающей среды.

Экономическая некомпетентность педагогов и родителей.

Использование своего потенциала

Внедрение программ в практику

Отсутствие правильного миропонимания у детей и организации эффективного взаимодействия с окружающим миром.

ресурсное обеспечение группы:

-Комплексная программа «Воспитание и обучение ребенка в детском саду» п/р М.А. Васильевой, М, 2005 г.

-учебно-методическое пособие «Безопасность» п/р Н.Н, Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной, СПб, 2005 г.

-учебное пособие «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева

-дидактические игры «Покупатель», «Монополия» — иллюстративный материал

Проанализировав уровень знаний детей по следующим понятиям, получены следующие результаты:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136» города Чебоксары

Проект: «Играем в экономику»

(по развитию познавательного интереса к экономическим знаниям

у детей старшего дошкольного возраста)

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 136»

города Чебоксары Государева Наталия Николаевна

воспитатель Филиппова Елена Алексеевна

Чебоксары 2011 год

1. Анализ условий.

1.1. Анализ внешней ситуации…………………….

1.2. Анализ внутренней ситуации…………………..

2. Цель и задачи проекта………………………………..

3. Ожидаемые результаты………………………………

4. Программа реализации проекта……………………..

5. Отчет о реализации проекта…………………………

«Играем в экономику»

(по развитию познавательного интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста)

по составу участников – коллективный;

по целевой установке – познавательный;

по срокам реализации – долгосрочный;

по тематике – тематический

База реализации проекта

МДОУ «Детский сад № 136»

Сроки и этапы проекта

2008-2009 учебный год

Изменения в социально-экономической сфере жизни общества предъявляют новые требования к содержанию воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одной из функций воспитания является постепенное введение ребенка в социальную жизнь общества.

Специальных исследований в области экономического образования детей дошкольного возраста до девяностых годов не велось. Но исследования на ступени младшего школьного возраста показали, что экономическое образование и воспитание начинаются уже в дошкольном детстве. И не смотря на сложность экономики как науки дети дошкольного возраста приходят в первый класс с достаточно богатым багажом знаний из области экономики.

Во-первых, это достижение успешной работы дошкольных учреждений по ознакомлению детей с социальной действительностью, Л.И.Беляева, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова и др. Первоклассники хорошо ориентируются в таких понятиях, как страна, родной край, чем он славен, народными промыслами. Во-вторых, это результат целенаправленного решения задач трудового воспитания дошкольников.(труд, работа, результат труда, деньги, цена, стоимость.).

Реализация методики трудового воспитания практическими работниками дошкольных учреждений способствовала возникновению у детей знаний о труде, интереса к труду, начал трудолюбия, формированию элементарных навыков и умений – В.И.Логинова, Т.А.Маркова, В.Нечаева, Р.С.Буре и др.

Во -вторых, дети активно закрепляют получаемые знания в своих играх. Поэтому закономерно считать игру источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоения, правил обращения с игрушками и другими игровыми материалами.

В-третьих, базой экономического воспитания следует рассматривать воспитание жизненно важных нравственно волевых качеств у детей в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду. Выдвигалась и решалась задача воспитания у детей бережного отношения к окружающему предметному миру: к игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, И.И.Розанова, С.Н.Николаева, Л.М.Кларина).

Итак, обнаруженные у дошкольников первоначальные экономические знания — явление не случайное. Это результат планомерной работы воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений на основе научно разработанной программы воспитания и обучения дошкольников.

Социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас. В ней масса интересного, увлекательного, и это еще больше привлекает и интригует пяти-шестилетнего ребенка.

Как сориентироваться ребенку в этой непростой жизни? Как понять, что хорошо, что плохо, что можно, должно, а что нельзя и наказуемо, почему в одном магазине люди расплачиваются долларами, в другом- евро, а реклама убедительно приглашает купить незнакомые привлекательные вещи, отдохнуть на прекрасном острове. Ребенку в такой ситуации непросто, а взрослым оставаться безучастными просто недопустимо. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное влияние на его формирующуюся личность. Ведь многие стороны нашей жизни настоятельно требуют объяснений, особенно те, которые вызывают животрепещущий интерес. К примеру — деньги, богатство, бедность, процессы купли-продажи, обмена, почему трудно и невозможно купить сразу все, что хочется. Эти экономические явления заключают в себе огромный не только информационный, но и нравственный потенциал и имеют прямое отношение не только к суждениям ребенка, но и к становлению его ценностных ориентации, нравственных позиций, поиску своего «Я» в складывающемся экономическом образе мышления.

Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто.

Психологи и педагоги постоянно подчеркивают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в памяти у него навсегда.

Но в работе по экономическому воспитанию с детьми дошкольного возраста речь может идти только о возможности формирования предпосылок экономического воспитания. Можно по-новому подойти к отдельным вопросам математики, трудового и нравственного воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.

Важно как можно раньше начинать эту работу. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Это возможно при тесном взаимодействии с родителями воспитуемых. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «.. .дети не учатся жить, а живут. » (Е. А. Аркин.)

Одной из определяющих функций семьи является функция экономическая, к ней примыкает хозяйственно-бытовая. В реальной жизни они преследуют цель — содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей. Им предстоит жить в 22 веке. И от того, как и чему мы научим наших детей, зависит будущее нашей страны.

Анализ внешней ситуации

В современных условиях развития общества и становления рыночной экономики успех каждого человека, а значит и процветание общества в целом, возможны лишь в том случае, если большая часть людей сознательно, исходя из традиций и личного опыта, будет действовать в согласии с объективно существующими закономерностями. Для обеспечения своего будущего в условиях рынка выдвигаются совершенно новые требования к подготовке будущего поколения к участию в производстве и формированию готовности включаться в современные формы экономических взаимоотношений, что возможно при условии изучения теории и практики экономики и формировании экономического мышления подрастающего поколения. Об этом указывается и в Концепции экономического образования в средней профессиональной школе: «В ближайшей перспективе народное хозяйство Российской Федерации должно получить молодую генерацию кадров, способную работать на биржах, в коммерческих банках, брокерских конторах, рекламных офисах, отделах по маркетингу и менеджменту, опираясь на мировой опыт свободной конкуренции и нового климата, вызванного приватизационными процессами в народном хозяйстве, акционированием собственности и др. Действенным инструментом реализации этого положения должны стать новые экономические дисциплины, специальности, учебные планы, позволяющие готовить специалистов в сфере банковского, коммерческого и биржевого дела, маркетинга, менеджмента, финансирования, кредитования, правоведения, страхования, налогообложения и т.д.»

Не вызывает сомнения тезис о том, что многие серьезные трудности реализации государственных программ вывода экономики из кризисного состояния – результат профессиональной некомпетентности различных категорий работников, отсутствие у них экономических знаний и опыта рыночного хозяйствования. Все это диктует необходимость коренных перемен не только в содержании экономического образования, но и серьёзной организационно-методической перестройки учебного процесса. Речь идет о создании системы, основополагающими принципами которой должны стать преемственность всех её звеньев, ступенчатость и вариативность подготовки, учет региональных и отраслевых особенностей, потребностей отдельной личности и общества в целом.

Гражданское воспитание предполагает участие гражданина в общественной, политической, экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к другим людям, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве, и поэтому очень важно, чтобы ребенок был способен:

Понимать, что у людей есть общее (потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, деньгах и др.) и различия (социальное, экономическое положение в обществе, внешность, традиции, ценности и т.д.);

Быть готовым к тому, что в мире все постепенно меняется и понимать необходимость и неизбежность этих перемен;

Уметь выделять ситуации, в которых существует несколько возможностей для принятия решений, и выбор наиболее оптимального из них;

Жить в сообществе семьи, дошкольного учреждения, соседей, друзей;

Иметь представления о производстве, орудиях и продуктах труда, материалах, ресурсах и их происхождении;

Понимать взаимосвязи и зависимости живых существ, природных ресурсов и коллективного использования их людьми.

Таким образом, существует социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экономических знаний, как базисным основанием личности.

Анализ внутренней ситуации:

Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, — непросто.

Психологи и педагоги постоянно подчеркивают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него в памяти навсегда. Для постепенного введения ребенка в социальную жизнь общества необходима благоприятная среда.

Проанализируем факторы и их воздействие на эффективность формирования экономических знаний детей в МДОУ «Детский сад №136» города Чебоксары, выпускная группа.

Я – педагог с дошкольным образованием.

Наличие программ и учебно – методических пособий по проблеме

Материальная поддержка со стороны родителей

Интерес детей к социально – экономической жизни

Отсутствие целостной педагогической системы формирования экономических знаний у дошкольников.

Недостаточная материально – техническая база дошкольного учреждения для создания предметно – развивающей среды.

Экономическая некомпетентность педагогов и родителей.

Использование своего потенциала

Внедрение программ в практику

Отсутствие правильного миропонимания у детей и организации эффективного взаимодействия с окружающим миром.

ресурсное обеспечение группы:

-Комплексная программа «Воспитание и обучение ребенка в детском саду» п/р М.А. Васильевой, М, 2005 г.

-учебно-методическое пособие «Безопасность» п/р Н.Н, Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной, СПб, 2005 г.

-учебное пособие «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева

-дидактические игры «Покупатель», «Монополия» — иллюстративный материал

Проанализировав уровень знаний детей по следующим понятиям, получены следующие результаты:


Статьи по теме