Рассказы Куприна о Любви

      Комментарии к записи Рассказы Куприна о Любви отключены

Рассказы Куприна о Любви.rar
Закачек 3189
Средняя скорость 7385 Kb/s

Александр Иванович Куприн

Повести и рассказы

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городке Наровчате Пензенской губернии. Отец его, коллежский регистратор, умер в тридцать семь лет от холеры. Мать, оставшись одна с тремя детьми и практически без средств к существованию, отправилась в Москву. Там ей удалось устроить дочерей в пансион «на казенный кошт», а сын поселился вместе с матерью во Вдовьем доме на Пресне. (Сюда принимались вдовы военных и гражданских лиц, прослуживших на благо Отечества не менее десяти лет.) В шесть лет Саша Куприн был принят в сиротское училище, четыре года спустя – в Московскую военную гимназию, затем в Александровское военное училище, а после был направлен в 46-й Днепровский полк. Таким образом, юные годы писателя прошли в казенной обстановке, строжайшей дисциплине и муштре.

Его мечта о вольной жизни сбылась только в 1894 году, когда после отставки он приехал в Киев. Здесь, не имея никакой гражданской профессии, но чувствуя в себе литературный талант (еще кадетом он опубликовал рассказ «Последний дебют»), Куприн устроился репортером в несколько местных газет.

Работа давалась ему легко, писал он, по собственному признанию, «на бегу, на лету». Жизнь, словно в компенсацию за скуку и однообразие юности, теперь не скупилась на впечатления. В следующие несколько лет Куприн многократно сменяет место жительства и род деятельности. Волынь, Одесса, Сумы, Таганрог, Зарайск, Коломна… Чем только он не занимается: становится суфлером и актером в театральной труппе, псаломщиком, лесным объездчиком, корректором и управляющим имением; даже учится на зубного техника и летает на аэроплане.

В 1901 году Куприн переезжает в Петербург, и здесь начинается его новая, литературная жизнь. Очень скоро он становится постоянным автором известных петербургских журналов – «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех». Один за другим выходят рассказы и повести: «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь» и необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви – «Гранатовый браслет».

Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в период расцвета Серебряного века в русской литературе, который отличался эгоцентричным мироощущением. Писатели и поэты много писали тогда о любви, но она была для них больше страстью, чем высшей чистой любовью. Куприн, несмотря на эти новые тенденции, продолжает традицию русской литературы XIX века и пишет повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил в одном письме, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал».

Любовь у Куприна вообще целомудренна и жертвенна: герой более позднего рассказа «Инна», будучи отвергнутым и отлученным от дома по непонятной ему причине, не пытается отомстить, забыть поскорее возлюбленную и найти утешение в объятиях другой женщины. Он продолжает любить ее все так же самозабвенно и смиренно, и все, что ему нужно, – просто увидеть девушку, хотя бы издали. Даже получив, наконец, объяснение, а вместе с тем узнав, что Инна принадлежит другому, он не впадает в отчаяние и негодование, а, напротив, обретает покой и умиротворение.

В рассказе «Святая любовь» – все то же возвышенное чувство, объектом которого становится недостойная женщина, циничная и расчетливая Елен а. Но герой не видит ее греховности, все помыслы его настолько чисты и невинны, что он просто не в состоянии заподозрить дурного.

Не проходит и десяти лет, как Куприн становится одним из самых читаемых авторов России, а в 1909 году получает академическую Пушкинскую премию. В 1912-м выходит его собрание сочинений в девяти томах как приложение к журналу «Нива». Пришла настоящая слава, а с ней стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Однако благополучие это длилось недолго: началась Первая мировая война. Куприн устраивает в своем доме лазарет на 10 коек, его жена Елизавета Морицовна, бывшая сестра милосердия, ухаживает за ранеными.

Принять Октябрьский переворот 1917-го Куприн не смог. Поражение Белой армии он воспринял как личную трагедию. «Я… склоняю почтительно голову перед героями всех добровольческих армий и отрядов, полагавших бескорыстно и самоотверженно душу свою за други своя», – скажет он позднее в своем произведении «Купол Святого Исаакия Далматского». Но самое страшное для него – изменения, произошедшие с людьми в одночасье. Люди «зверели» на глазах, теряли человеческий облик. Во многих своих произведениях («Купол Святого Исаакия Далматского», «Обыск», «Допрос», «Пегие лошади. Апокриф» и др.) Куприн описывает эти страшные изменения в человеческих душах, происходившие в послереволюционные годы.

В 1918 году Куприн встретился с Лениным. «В первый и, вероятно, последний раз за всю жизнь я пошел к человеку с единственной целью – поглядеть на него», – признается он в рассказе «Ленин. Моментальная фотография». Тот, кого он увидел, был далек от образа, который навязывала советская пропаганда. «Ночью, уже в постели, без огня, я опять обратился памятью к Ленину, с необычайной ясностью вызвал его образ и… испугался. Мне показалось, что на мгновение я как будто бы вошел в него, почувствовал себя им. „В сущности, – подумал я, – этот человек, такой простой, вежливый и здоровый, гораздо страшнее Нерона, Тиберия, Иоанна Грозного. Те, при всем своем душевном уродстве, были все-таки людьми, доступными капризам дня и колебаниям характера. Этот же – нечто вроде камня, вроде утеса, который оторвался от горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая все на своем пути. И при том – подумайте! – камень, в силу какого-то волшебства, – мыслящий! Нет у него ни чувства, ни желаний, ни инстинктов. Одна острая, сухая, непобедимая мысль: падая – уничтожаю“».

Спасаясь от разрухи и голода, охвативших послереволюционную Россию, Куприны уезжают в Финляндию. Здесь писатель активно работает в эмигрантской прессе. Но в 1920 году ему и его семье снова приходится переезжать. «Не моя воля, что сама судьба наполняет ветром паруса нашего корабля и гонит его в Европу. Газета скоро кончится. Финский паспорт у меня до 1 июня, а после этого срока будут позволять жить лишь гомеопатическими дозами. Есть три дороги: Берлин, Париж и Прага… Но я, русский малограмотный витязь, плохо разбираю, кручу головой и чешу в затылке», – писал он Репину. Вопрос с выбором страны помогло решить письмо Бунина из Парижа, и в июле 1920 года Куприн с семьей переезжает в Париж.

Однако ни долгожданного покоя, ни благополучия не наступает. Здесь они всем чужие, без жилья, без работы, одним словом – беженцы. Куприн занимается литературной поденщиной. Работы много, но оплачивается она невысоко, денег катастрофически не хватает. Своему старому другу Заикину он сообщает: «…остался голый и нищий, как бездомная собака». Но еще сильнее, чем нужда, его изматывает тоска по родине. В 1921 году он пишет писателю Гущику в Таллин: «…нет дня, чтоб я не вспоминал Гатчину, зачем я уехал. Лучше голодать и холодать дома, чем жить из милости у соседа под лавкой. Хочу домой…» Куприн мечтает вернуться в Россию, но боится, что там его встретят как предателя Родины.

Постепенно жизнь наладилась, однако ностальгия осталась, только «потеряла остроту и стала хронической», – писал Куприн в очерке «Родина». «Живешь в прекрасной стране, среди умных и добрых людей, среди памятников величайшей культуры… Но все точно понарошку, точно развертывается фильма кинематографа. И вся молчаливая, тупая скорбь о том, что уже не плачешь во сне и не видишь в мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни России, а только черную дыру». Тоска по утраченной счастливой жизни слышится в рассказе «У Троице-Сергия»: «Но что же я могу с собою поделать, если прошлое живет во мне со всеми чувствами, звуками, песнями, криками, образами, запахами и вкусами, а теперешняя жизнь тянется передо мною как ежедневная, никогда не переменяемая, надоевшая, истрепленная фильма. И не в прошедшем ли мы живем острее, но глубже, печальнее, но слаще, чем в настоящем?»

…видеть все, знать все, уметь все и писать обо всем.

Вся жизнь и творчество А.И. Куприна были посвящены цели увидеть весь мир и написать об этом, для чего он много путешествовал по России и сменил множество профессий. И, соответственно, литературное творчество писателя отличается разнообразием тем и поднимаемых вопросов.

После поездки по Донецкому бассейну он написал свою известную повесть «Молох»; она стала показательной в русской литературе того времени, поскольку Куприн затронул в ней тему развивающегося русского капитализма. Одним из первых он представил на суд читателя бесчеловечность и жестокость промышленного переворота, показав массовые протесты рабочих против эксплуатации человека.

7 сентября исполняется 145 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна — писателя, хорошо известного современному читателю своими романтическими повестями и рассказами. АиФ.ru рассказывает о его лучших произведениях.

Прежде чем взяться за перо, знаменитый русский автор примерил на себя не одну профессию. Учитель, актёр, цирковой борец, боксёр, рекламный агент, землемер, рыбак, воздухоплаватель, шарманщик — и это далеко не полный список. Как признавался сам Куприн, всё это было не ради денег, а из интереса, ему хотелось попробовать себя во всём.

Писательская карьера Куприна началась тоже совершенно случайно. Находясь в военном училище, он написал и опубликовал рассказ «Последний дебют» об актрисе, которая покончила с собой прямо на сцене. Для человека, состоящего в «славных рядах будущих героев отечества», подобная проба пера считалась неприемлемой — в тот же день за свой литературный опыт Куприн отправился в карцер на двое суток. Неприятный инцидент мог навсегда отбить желание и интерес молодого человека к сочинительству, но этого не произошло — Куприн случайно познакомился с Иваном Буниным, который помог ему найти себя в литературе.

В день рождения писателя АиФ.ru вспоминает лучшие произведения Куприна.

«Гранатовый браслет»

В основе одного из самых известных рассказов Куприна лежит реальная история — любовь скромного телеграфного чиновника к светской даме, матери писателя Льва Любимова. В течение трёх лет Жолтиков присылал девушке анонимные письма, наполненные то признаниями в любви, то жалобами на жизнь. Однажды он отправил даме сердца подарок — гранатовый браслет, но после визита мужа и брата Любимовой безнадёжно влюблённый раз и навсегда прекратил свои преследования. Куприн же добавил в этот анекдот больше драматизма, дополнив рассказ печальным вариантом концовки — самоубийством героя. В результате у автора получилась впечатляющая история любви, которая, как известно, случается «один раз в несколько сот лет».

Выступление Куприна с чтением отдельных глав из повести «Поединок» в 1905 году стало настоящим событием в культурной жизни столицы. Однако большинство современников автора восприняли это произведение как клевету — книга была полна суровой критики русского военного быта. В «Поединке» на фоне пьянства, разврата и недалёкой армейской жизни вырисовывается всего один светлый, романтичный образ офицера Ромашова. Однако автор отнюдь не преувеличивал, повесть во многом автобиографичная. В её основе личные впечатления Куприна, выпускника Александровского училища, который четыре года офицером проходил службу в захолустном городке Подольской губернии.

После публикации рассказа «Гамбринус» в одесском кабачке с одноимённым названием не было отбоя от посетителей, но вот о том, что его главный герой на самом деле существовал, знали немногие. В 1921 году, спустя 14 лет после выхода рассказа Куприна, в местных газетах появилось объявление о смерти Арона Гольдштейна «Сашки-Музыканта из «Гамбринуса»». Константин Паустовский был одним из тех, кто прочёл объявление и искренне удивился, что покалеченный музыкант — не плод воображения автора. Паустовский даже побывал на похоронах «литературного героя» среди матросов, рыбаков, кочегаров, портовых воров, лодочников, грузчиков, водолазов, контрабандистов — посетителей кабака «Гамбринус» и по совместительству персонажей рассказа Куприна.

В 1915 году издательство, опубликовавшее «Яму» Куприна, было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий». Большая часть читателей и критиков также подвергли осуждению новое произведение автора, которое знакомило с жизнью проституток в российских публичных домах. Современникам автора казалось неприемлемым то, что в «Яме» Куприн не только не осуждал, но даже сочувствовал этим женщинам, приписывая большую часть вины за их падение обществу.

Куприн всегда считал «Олесю» одним из лучших своих произведений, хотя и соглашался с Антоном Чеховым, который называл её «юношески-сентиментальной и романтической вещью». Эта повесть входит в цикл «Полесских рассказов», написанный автором под впечатлением от красоты Полесья, где он проходил службу. Наблюдая за бытом и нравами местных крестьян, Куприн решил написать историю трагической любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого городского барина.


Статьи по теме