Проблема Малой Группы в Социальной Психологии Курсовая

      Комментарии к записи Проблема Малой Группы в Социальной Психологии Курсовая отключены

Проблема Малой Группы в Социальной Психологии Курсовая.rar
Закачек 3569
Средняя скорость 8809 Kb/s

ПРОБЛЕМА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Социально-психологические характеристики групп

2. Феноменология малых групп

3. Размер малой группы

4. Типология групп

4.1 лабораторные – естественные группы

4.2 спонтанные – организованные

4.3 открытые – закрытые

4.4 группы членства – референтные группы

5. Структура малой группы

5.1 формально-статусное измерение

5.2 социометрическое измерение

5.3 коммуникативное измерение

5.4 отношение власти

6. Факторы эффективности деятельности группы

6.1 размер группы

6.2 композиционная характеристика группы

6.3 содержание групповых норм

6.4 сплоченность группы

6.5 статус участников группы

7. Формальные и неформальные группы

7.1 формальные организации

7.2 неформальные организации

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФЗС 2-1

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности – это важный вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. У понятия «группа» двоякое определение. Первое это условные группы – объединение людей по какому-то общему признаку, необходимое в научных целях. Чаще встречается в статистике, чтобы можно было провести исследования. Для таких исследований, например, необходимо объединить людей страдающих хроническими заболеваниями или с высшим образованием и т.д.

Второе – это реальные естественный группы, когда люди, находятся в одинаковых условиях, занимаются одним видом деятельности или признают свою принадлежность к определенному социальному объединению. Такие группы подразделяют на «большие» и «малые». Большие группы исследовать намного сложнее чем малые и требует особого рассмотрения.

В социальной психологии различают два вида больших групп

— неорганизованные – группы возникающие стихийно. Они имеют солидную традицию исследования.

— организованные – группы, которые длительно существуют. Например, классы, нации и т.д.

Малые группы – это более исследованная область социальной психологии. Для социальной психологии важно не просто какое-то объединение людей и их взаимоотношение в группе, а важно значение, которое оказывает на человека данная группа в психологическом плане.

1 Социально-психологические характеристики групп

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за того, что она является определенной системой деятельности, заданной ее местом в системе общественного разделения труда. Сама группа – это объект определенного вида.

Если рассматривать группу как субъект социальной деятельности, то можно выделить некоторые её психологические характеристики: групповые интересы, групповое мнение, групповые нормы, групповые потребности, групповые цели, групповые ценности. Человек, который состоит в группе, понимает свою принадлежность к этой группе только за счет принятия этих характеристик, т.е. путем осознания психической связи с другими членами социальной группы.

Поршневым (1966) была установлена главная психологическая характеристика группы – так называемое «мы-чувство». Оно показывает потребность отделить одну общность от другой (например, семья, учебная группа, спортивная секция, компания, небольшой коллектив).

Основные характеристики группы. Основными параметрами любой группы являются: состав группы, структура, групповые нормы и ценности, динамика групповой жизни, система санкций. Характеристики больших и малых групп сильно отличаются друг от друга, поэтому их следует изучать по отдельности.

Состав группы описывается по-разному. Это зависит от того, значимы ли в каждом конкретном случае профессиональные, социальные или возрастные характеристики членов группы. Важное значение имеет то, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования (группа студентов, рабочий коллектив, футбольная команда).

Структура группы также описывается по-разному. Есть несколько формальных признаков структуры группы – структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Довольно весомая характеристика группы – это эмоциональная, т.к. структура межличностных отношений.

2. Феноменология малых групп

Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находится под их влиянием.

Основные черты групп:

1) определенный способ взаимодействия;

2) чувство принадлежности к данной группе – осознание участниками группы себя как «мы»;

3) идентичность группы с точки зрения окружающих.

В социальной психологии выделяют следующие главные признаки группы:

— наличие установившихся отношений между людьми;

— осознание человеком своей принадлежности к данной группе;

— функционирование группового давления, которое побуждает человека к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

— изменение в поведении индивида, в мнениях, установках, обусловленное их принадлежностью к некоторой общности, и т.п.;

— сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, статусов, личностных влияний и т.п.).

Также выделяют другие значимые характеристики малой группы:

1) существование общих целей;

2) продолжительность существования;

3) развитие групповой структуры и т.д.

По мнению М.Шоу, взаимодействие – наиболее существенный признак, который отличает группу от простого скопления людей.

Функции малой группы:

— социализация. В этом случае группа рассматривается как основной фактор, который позволяет людям выжить. Пример: в первобытнообщинном обществе участники группы разделяли роли – наблюдатель, руководитель, защитник группы и др., благодаря чему могли более эффективно защищаться, чем если бы делали все это поодиночке.

— инструментальные функции. В данном случае люди образуют инструментальные группы для осуществления какой-либо работы, с которой один человек не сможет справиться.

— функции психологической поддержки. Люди создают группы, чтобы уменьшить тревожные чувства. В стрессовых ситуациях люди стремятся объединиться, чтобы преодолеть отрицательные эмоции.

— экспрессивные функции. Целью данной группы является удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, доверию и уважению.

— функции упорядочного взаимодействия.

3. Размер малой группы

Размер – это главная характеристика группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных пределах группы.

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7. Началом малой группы можно считать диаду (2 человека) или триаду (три человека).

По поводу «верхнего» предела малой группы, обращаясь к практике исследований, можно найти самые произвольные числа, определяющие этот верхний предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек (например, школьные классы). Максимальной количество в малой группе 50 человек – это и будет «верхним» пределом малой группы.

Диада – это группа, которая состоит из двух человек. Диады имеют следующие характерные черты:

— ей свойственна хрупкость;

— требует постоянных отношений между партнерами;

— необходимы позитивные отношения между партнерами;

— условия диады позволяют достичь максимального удовлетворения партнеров по общению.

В триадах отношения более сложные, чем в диадах. Это связано с непосредственным сближением двух членов группы и исключением третьего из нее. Третий член группы играет одну из ролей:

— оппортунист – использует других в своих интересах;

— тактик, который следует принципу «разделяй и властвуй».

Особенности крупных групп.

В крупных группах меньше напряженность и меньше согласия. Здесь на первом месте находится решение организационных вопросов.

К особенностям данных групп можно отнести следующее:

— участникам группы нужно координировать свои действия для достижения поставленной цели;

крупные группы оказывают большее давление на своих участников, усиливая их комформизм;

— в крупных группах существует неравенство между участниками – каждый член группы испытывает больше трудностей, стремясь быть наравне с другими участниками. В связи с чем, участники крупных групп неудовлетворенны отведенной им ролью в совместных мероприятиях.

Крупные группы часто характеризуются возникающими в их пределах враждующими между собой группировками.

Чем больше количество участников группы, тем меньше они общаются между собой и чаще обращаются к лидеру, авторитет которого постоянно увеличивается. При этом лидер является центром коммуникации, его задача – осуществление приема и передача информации.

Четное и нечетное число участников в группе. Группы с четным числом участников отличаются от групп с нечетным числом. В группах с четным количеством участников разногласия происходят намного чаще, т.е. они менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным количеством человек. Группы с нечетным количеством людей не смогут разбиться на равные фракции – одна из сторон всегда будет иметь численный перевес.

Некоторые исследования придают особое значение группам, состоящим из пяти человек. Эти группы практически не сталкиваются с проблемой крупных групп, а также с проблемами, с которыми сталкиваются диады и триады. В группах из пяти человек каждый из её членов удовлетворен своей ролью. В случае каких-либо разногласий такие группы не распадаются.

Курсовой проект — Психология

Другие курсовые по предмету Психология

ПРОБЛЕМА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Социально-психологические характеристики групп

2. Феноменология малых групп

3. Размер малой группы

4. Типология групп

4.1 лабораторные естественные группы

4.2 спонтанные организованные

4.3 открытые закрытые

4.4 группы членства референтные группы

5. Структура малой группы

5.1 формально-статусное измерение

5.2 социометрическое измерение

5.3 коммуникативное измерение

5.4 отношение власти

6. Факторы эффективности деятельности группы

6.1 размер группы

6.2 композиционная характеристика группы

6.3 содержание групповых норм

6.4 сплоченность группы

6.5 статус участников группы

7. Формальные и неформальные группы

7.1 формальные организации

7.2 неформальные организации

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФЗС 2-1

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности это важный вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. У понятия группа двоякое определение. Первое это условные группы объединение людей по какому-то общему признаку, необходимое в научных целях. Чаще встречается в статистике, чтобы можно было провести исследования. Для таких исследований, например, необходимо объединить людей страдающих хроническими заболеваниями или с высшим образованием и т.д.

Второе это реальные естественный группы, когда люди, находятся в одинаковых условиях, занимаются одним видом деятельности или признают свою принадлежность к определенному социальному объединению. Такие группы подразделяют на большие и малые. Большие группы исследовать намного сложнее чем малые и требует особого рассмотрения.

В социальной психологии различают два вида больших групп

— неорганизованные группы возникающие стихийно. Они имеют солидную традицию исследования.

— организованные группы, которые длительно существуют. Например, классы, нации и т.д.

Малые группы это более исследованная область социальной психологии. Для социальной психологии важно не просто какое-то объединение людей и их взаимоотношение в группе, а важно значение, которое оказывает на человека данная группа в психологическом плане.

1 Социально-психологические характеристики групп

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за того, что она является определенной системой деятельности, заданной ее местом в системе общественного разделения труда. Сама группа это объект определенного вида.

Если рассматривать группу как субъект социальной деятельности, то можно выделить некоторые её психологические характеристики: групповые интересы, групповое мнение, групповые нормы, групповые потребности, групповые цели, групповые ценности. Человек, который состоит в группе, понимает свою принадлежность к этой группе только за счет принятия этих характеристик, т.е. путем осознания психической связи с другими членами социальной группы.

Поршневым (1966) была установлена главная психологическая характеристика группы так называемое мы-чувство. Оно показывает потребность отделить одну общность от другой (например, семья, учебная группа, спортивная секция, компания, небольшой коллектив).

Основные характеристики группы. Основными параметрами любой группы являются: состав группы, структура, групповые нормы и ценности, динамика групповой жизни, система санкций. Характеристики больших и малых групп сильно отличаются друг от друга, поэтому их следует изучать по отдельности.

Состав группы описывается по-разному. Это зависит от того, значимы ли в каждом конкретном случае профессиональные, социальные или возрастные характеристики членов группы. Важное значение имеет то, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования (группа студентов, рабочий коллектив, футбольная команда).

Структура группы также описывается по-разному. Есть несколько формальных признаков структуры группы структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций.

Довольно весомая характеристика группы это эмоциональная, т.к. структура межличностных отношений.

2. Феноменология малых групп

Малая группа совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находится под их влиянием.

Основные черты групп:

1) определенный способ взаимодействия;

2) чувство принадлежности к данной группе осознание участниками группы себя как мы;

3) идентичность группы с точки зрения окружающих.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

1. Теоретические аспекты вопроса малой группы 5

1.1 История исследования малой группы как феномена 5

1.2 Понятие малой группы и ее границы 8

1.3 Классификация малых групп 13

1.4 Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии 18

2. Практические исследования 24

Список использованной литературы 29

Выдержка из текста

Проблема малой группы исторически сложилась сразу же после начала обсуждения вопроса о взаимодействии общества и личности, личности и среды, которая её формирует. Именно в малой группе личность совершает свои первые шаги, получая информацию об окружающем мире, в ней организуется её деятельность. Данная проблема считается весьма распространенной и даже традиционной в современной социальной психологии.

Здесь очень важным является тот факт, что вся деятельность человека находится под влиянием других людей или под влиянием тех условий, в которых находится индивид. И, безусловно, никто не будет ставить под сомнение тот факт, что человек не может развиваться, личность не будет сформирована, если она существует вне общества. Следовательно, проблема взаимодействие людей между собой, как определенного класса, а исходным пунктом подобного взаимодействия можно обозначить «малой группой», является весьма актуальной независимо от времени.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин.

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Феномен так называемой малой группы очевиден, ведь никто до конца не знает, что заставляет людей объединяться в сообщества, каков механизм взаимодействия между индивидами каждого из них, но это совершенно не означает, что проблема её формирования и развития относится к простым и достаточно изученным вопросам. Поэтому в ходе своих исследований мы перед собой поставили следующую цель и задачи.

Цель работы: выявить основные психологические аспекты существования малых групп.

1.описать исторические аспекты развития малой группы;

2. изучить понятие малой группы и определить ее границы;

3. выявить особенности классификации малых групп;

  • 4.выявить особенности микроклимата малой группы;
  • Объект исследования: малая группа.

Предмет исследования: конфликт личностей малой группы.

1. Теоретические аспекты вопроса малой группы

1.1 История исследования малой группы как феномена

Рассмотрение исторических особенностей становления и развития проблематики малых групп является весьма важным аспектом в социальной психологи. Длительная история исследования малой группы как социально-психологического феномена, многообразие подходов и трактовок к определению малой группы весьма осложняет рассмотрение этих особенностей формирования её проблематики.

В зарубежной психологии 1898 год определяется как точка отсчета в исследовании малых групп. Именно в этом году Н. Триплет опубликовал результаты исследования эффективности индивидуальных действий в разных условиях: выполнения работы индивидуально и в присутствии других людей. В качестве фона присутствия в данных исследованиях была выбрана не группа, а «собрание» людей и выявлено как негативное, так и позитивное воздействие на эффективность их деятельность. Надо отметить тот факт, что результаты этих исследований Н. Триплета были признаны весьма субъективными, так как базировались не на процедуре классического эксперимента.

И так, к началу 70-х годов, как отмечали Р.Л.Крический и Е.М.Дубовицкая, зарубежные авторы насчитывали не менее девяти оформившихся теоретических подходов к исследованию малых групп: интеракционистская концепция, теория систем, социометрическое направление, общепсихологический подход, эмпирико статистическое направление, формально модельный подход, теория подкрепления, психоаналитическая ориентация и теория поля (берущая свое начало в работах Курта Левина) или подход групповой динамики.

В развитии групповой психологии за рубежом выделяют две основные тенденции. Первая тенденция характеризуется расширением и углублением концептуального аппарата отдельной теории, а вторая

интеграцией подходов и стиранием строго очерченных концептуальных рамок. Наиболее обширным теоретическим подходами в исследовании малых групп считаются: В связи с этим наиболее важными для ознакомления являются следующие теоретические подход:

1. школа «групповой динамики»;

2. социометрическое исследование;

  • 3. социологическое исследование

На этих основных линиях исследования малой группы следует остановиться и разобрать их более подробно (детально).

Подход групповой динамики наиболее интересен в изучении, так как именно с него началось исследование малой группы как специфического явления, которое характеризуется своими особенностями и закономерностями и существенно определяет поведение членов группы. Данный подход строится на положениях теории поля, описанных в работах Курта Левина (09.09.1890 12.02.1947) немецкого психолога, создателя теоретикополевой концепции личности и группы в психологии. Эмигрировавший из фашистской Германии с 1933 года он жил и работал в США и именно в этот период своей научной деятельности развивал этот подход применительно к исследованю проблем групповой динамики и социального действия.

Список использованной литературы

1. Куликов В., Гительмайер Р. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985. С. 1−12.

2. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

3.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999

4.Гришина Н. Психология конфликта СПб.: Питер, 2000.

5.Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб.: АОЗТ «Институт личности», 1994.

6.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб.: Питер, 2000

7.Женская психология. Составитель Литвинцева Н. А., М.: «Интел-синтез», 1994.

8.Запрудский Ю. Г. Внутри конфликта. Журн. Социальная психология, 7, 1993

9.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Учебное пособие для студентов. М.: Аспект-пресс, 1996.

10.Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999.

11.Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии. М.: Стрингер, 1999.

12.Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 5.

13. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. М.: Экономика, 2000.

14.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1996.

15.Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. Сборник научных трудов. М.: Институт психологии РАН, 1995

16.Практическая психология для преподавателей. Коллектив авторов под руководством академика М.К. Тутушкиной. М.: Информационно — издательский дом «Филин», 1997.

17.Психология личности: тесты, опросники, методики. Составители: Киршеева Н. В., Рябчикова Н. В., М.: Геликон, 1995.

18.Рабочая книга психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996.

19.Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. Киев, Внешторгиздат, 1991.

20.Словар практического психолога. Сост. Ю.Головин. Минск: Харверст, 1998.

21.Труды Института психологии РАН. Том

1. кн. 1−2. М.: Институт психологии РАН, 1995.

22.Чирикова А. Женщина в деловом мире. Журн. Социальная психология, 9, 1995

23.Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996.

24.Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Феникс, 1996.

25.Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.211−212


Статьи по теме