План Рассказа Убиты под Москвой

      Комментарии к записи План Рассказа Убиты под Москвой отключены

План Рассказа Убиты под Москвой.rar
Закачек 2139
Средняя скорость 5831 Kb/s

Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне. (К.Воробьев. “Убиты под Москвой”). 2 часа.

Тема Великой Отечественной войны в литературе в произведениях 60-х годов 20 века.

Послевоенное осмысление событий войны:

  • Появление нового типа писателя – непрофессиональный писатель во время войны, человек, узнающий окопную правду на собственном опыте, — В. Некрасов.
  • Новые темы и проблемы – «В окопах Сталинграда»;
  • Попытка осмысления причин неудач начального периода войны (Керженцев и Фарбер)
  • Тип солдата (Валега) – сибирский охотник – профессионал, убийство человека, как и убийство зверя, должно быть оправдано;
  • Карьеризм, приспособленчество на войне (эпизод бессмысленной гибели роты ради исполнения приказа);
  • «Мы все вышли из «Окопов Сталинграда» Виктора Некрасова, как писатели 19 века вышли из гоголевской шинели» (писатели-фронтовики).

Предварительный просмотр:

Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне. ( К.Воробьев. “Убиты под Москвой”). 2 часа.

Тема Великой Отечественной войны в литературе в произведениях 60-х годов 20 века.

1.Послевоенное осмысление событий войны:

  • Появление нового типа писателя – непрофессиональный писатель во время войны, человек, узнающий окопную правду на собственном опыте, — В. Некрасов.
  • Новые темы и проблемы – «В окопах Сталинграда»;
  • Попытка осмысления причин неудач начального периода войны (Керженцев и Фарбер)
  • Тип солдата (Валега) – сибирский охотник – профессионал, убийство человека, как и убийство зверя, должно быть оправдано;
  • Карьеризм, приспособленчество на войне (эпизод бессмысленной гибели роты ради исполнения приказа);
  • «Мы все вышли из «Окопов Сталинграда» Виктора Некрасова, как писатели 19 века вышли из гоголевской шинели» (писатели-фронтовики).

2.Плеяда писателей военной темы 60-х годов (Г. Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков, К. Воробьёв) – поколение лейтенантов, знающих войну не понаслышке.

3.Анализ повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой».

Время действия — 5 ноябрьских дней 1941 года. Место указано в названии повести. Уже в первой строке заявлена тема: «Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт». А чуть позже автор говорит о том, как представляли восемнадцатилетние вчерашние школьники то, что им предстоит: «Впереди – и уже недалеко – должен быть фронт. Он представлялся курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов».

Всё, что показывает автор в 10 последующих главах, — это «суровая явь войны», тот опыт жизни на фронте, который приобретает главный герой повести, единственный оставшийся в живых лейтенант Алексей Ястребов.

  • Каким показан командир роты капитан Рюмин?
  • Как относятся курсанты к командиру?
  • Как он относится к ним?
  • Кого из литературных героев напоминает капитан Рюмин?

Он оставался стоять на виду курсантов перед вражескими «юнкерсами», «и с губ его не сходила всем знакомая надменно-ироническая улыбка». (Андрея Болконского перед солдатами на Бородинском поле).

Уже первая встреча с фронтовиками поражает курсантов и их командира, вызывает недоумение: заградотряд, расположившийся в скирдах сена, отступающие бойцы и высокопоставленный дезертир – генерал-майор Переверзев.

  • Как показано отношение капитана Рюмина к Переверзеву? ( О генерал-майоре он (Ястребов) докладывал путано, и с каждым его словом у капитана Рюмина всё выше приподнималась бровь. Как зачарованный, он смотрел на ремень Переверзнева и вдруг побледнел и сказал чуть слышно:
  • Какая деталь говорит о том, что капитан считает, что обязан воспитывать курсантов, даже обманывать их, чтобы не разрушить их юношеского представления о войне?

(«Объясни, пожалуйста, взводу, что это был не генерал, а боец…Контуженный. Установил это я сам. Понимаешь?

-Я всё понял,- негромко сказал Алексей, с какой-то обновлённой преданностью глядя в глаза Рюмина.

-Обстановка не ясна. Кажется, на нашем направлении прорван фронт…».

  • Как автор показывает единство Алексея Ястребова с курсантами?
  • Чем обусловлены его команды во время миномётного налёта?
  • Почему капитан Рюмин не выполнил устное распоряжение майора из штаба полка – немедленно отступать?
  • Почему он не сообщил позднее курсантам своих подозрений о том, что рота находится в окружении?
  • Какой он отдал приказ и почему? («А что, если броском вперёд… И разгромить, и выйти к лесу, а потом на север и… Но обязательно разгромить! Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении …») («Он был уже до конца убеждён, что избрал единственно правильное решение – стремительным броском вперёд. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашаясь. Нет. Только вперёд, на разгром спящего врага, а потом уже на выход к своим…»)
  • Понимал ли капитан Рюмин, к каким последствиям может привести его решение? (Он гнал от себя мысли о возможной гибели роты. «…Почти безотчётно Рюмин не хотел сейчас думать о грядущем дне и о своих действиях в нём.»)
  • Ночной рукопашный бой курсантов. Как автор показывает переживания Алексея во время боя?
  • Какие чувства испытывают курсанты и Алексей Ястребов во время бомбардировки и последующей атаки немецкого танкового десанта и пехоты?
  • Как автор показывает преодоление естественного страха смерти? Осталось ли место для показного геройства?
  • Чем обусловлено поведение курсанта, с которым столкнулся Алексей?
  • Как вы понимаете слова капитана Рюмина, сказанные после гибели советских «ястребков»:

— Всё,- страдальчески сказал он. – Всё… За это нас нельзя простить. Никогда.

  • Почему Алексей не осудил Рюмина ни за командование ротой, ни за самоубийство?
  • Как вы думаете, повлияла ли на жизнь и судьбу Ястребова жизнь и смерть Рюмина?
  • Что поддерживает силу духа Алексея Ястребова в поединке с танком?

(«То оцепенение, с которым он встретил смерть Рюмина, оказывается не было ошеломлённостью или растерянностью. То было неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далёкого и непонятного. Теперь всё, что когда-то уже было и могло быть ещё, приобрело в его глазах новую, громадную значимость, и это всё…требовало к себе предельно бережного внимания и отношения. Он почто физически ощутил, как растаяла в нём тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство, дед Матвей, Бешеная лощина…»)

  • К кому обращается Алексей, единственный оставшийся в живых из 240 человек? (К смерти, ругает её, не хочет покориться).
  • Какой смысл вкладывает автор в открытый финал повести?
  • («Далеко впереди беззвучно и медленно в небо тянулись от земли огненные трассы, и Алексей шел к ним. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, — оторопелое удивление перед тем, ему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость тому, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи; горе, голод, усталость и ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк…

Подавленный всем этим, он шел и то и дело всхлипывающее шептал:

Так было легче идти»).

  • Какая основная проблема повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой»? (Война как проявление истинной сущности человека в экстремальной ситуации, проблема нравственного выбора – основная проблема произведений лейтенантской прозы).

Константин Воробьев прожил недолгую трудную жизнь. Он родился в 1919 году на Курской земле. В 1934 году переехал в Москву. Работал рабочим на заводе грузчиком. После окончания вечерней школы поступил в педагогический институт, оттуда в 1937 году был призван в Красную Армию, а через год направлен в Кремлевское военное училище. В 1941 году в составе роты кремлевских курсантов ушел на фронт. В конце того же года попал в плен, был в четырех концлагерях. Дважды бежал. Командовал отдельной партизанской группой в Литве.

После демобилизации в 1947 г. Стал серьезно заниматься литературной работой.

Повесть « Убиты под Москвой « вышла в 1963 г. Её главный герой – младший лейтенант Алексей Ястребов, во многом автобиографичен. Всего пять дней, проведенных на фронте, меняют его, заставляют мужать и взрослеть. События, описанные в повести, происходят в ноябре 1941 г. В Подмосковье. Рота кремлевских курсантов ( 240 человек и все одного роста 183 см) . Ни один из них еще не участвовал в боях. И представление их о фронте весьма далеки от реальности.

Алексей Ястребов командует четвертым взводом. Для него идеалом командира является капитан Рюмин, подтянутый, преподаватель их училище. Сам Алексей только две недели назад получил звание лейтенанта. Все для него происходит в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашной охватке враг, первый бой и первый безумный животный страх перед смертью ; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый один на один – бой с фашистским танком.

Эти эпизоды , как ступеньки , по которым Константин Воробьев крупными шагами ведет своего героя Алексея Ястребова к тому моменту , когда он почувствует себя не просто повзрослевшим , но солдатом и гражданином , ответственным « за собственную судьбу « и за судьбу Родины.

В финале повести , оставшись один из всей роты, полуопущенный , измученный. Ястребов все же не сломлен духом , он стремится выйти из окружения к своим , он верит в победу.

1.Рота кремлевских курсантов идет на фронт.
2.Встреча с вышедшими из окружения бойцами.
3.Капитан Рюмин
4.Рота обречена — они в окружении.
5.Ночной бой.
6.Природа и война.Гибель роты.
7.Алексей Ястребов.Подбитый танк.
8.Дорога на восток.

Другие вопросы из категории

What city is called the capital city?

Читайте также

какие книги о войне вы могли бы сравнить с повестью «убиты под москвой»

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам. Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой. Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять. Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

а) Под Ленинградом.
б) Под Москвой.
в) Под Сталинградом.

(2)_________, (3)__________, мюзикла и тд. Определенная последовательность этапов сценического действия — (4)__________, (5)___________, (6)__________, (7)__________, (8)________ — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

любовался новыми зданиями, большими магазинами, красивыми улицами и площадями и прежде всего московским метро. Я осмотрел многие станции, и все они великолепны. Московское метро очень красивое. Я не могу себе представить, что Москва была когда-то большой деревней. Постепенно Москва меняла свой облик, становилась все больше и краше. За последние годы в Москве возникли целые новые районы с многоэтажными жилыми домами, школами, детскими садами, с зелеными газонами. И теперь мало что напоминает о старой Москве. Москва сегодня — один из крупнейших современных городов. Особенно понравились мне Красная площадь и Кремль. К сожалению, я был очень занят и не смог осмотреть все достопримечательности этого старого и всегда молодого города. И все же я смог побывать в Третьяковской галерее, во многих музеях и на выставках. Я узнал много нового и интересного, познакомился с гостеприимными москвичами.

Осенью 1941 г. линия фронта вплотную приблизилась к Москве. Бойцы кремлевской роты в составе 240 человек под командованием капитана Рюмина отправляются к месту боевых действий.

Прибыв на место сражения выясняется, что у роты нет никакого оружия, способного противостоять танковым и воздушным силам противника.

По дороге к фронту курсанты встречают наших бойцов, попавших в окружение германских войск. Немцы прорвали линию фронта и укрепились в соседней деревне.

Командиру роты Рюмину приказано отступить, но уже поздно, их окружили немцы.

Бойцы идут в атаку, с боем отбивают село. Среди курсантов уже есть первые погибшие.

Курсанты впервые столкнулись лицом к лицу с врагом, им впервые приходится стрелять по живым людям, многие из них растеряны и подавлены. Командир взвода Алексей Ястребов убив немца переживает целую гамму чувств, от отвращения до страха.

Когда рота приближается к лесу, сверху на них начинается воздушная атака бомбардировщиков, за самолётами из леса появляются танки и пехотинцы.

Упав в яму, Алексей обнаруживает в ней струсившего солдата из соседнего взвода. Больше всего боявшийся быть взятым в плен, курсант исступлённо упрашивает лейтенанта Ястребова застрелить его.

По окончании перестрелки, Ястребов вместе с курсантом, покинув лес попали на место их встречи с отрядом НКВД.

Встретив трёх бойцов во главе с капитаном Рюминым, ребята решают остаться заночевать в копнах сена.

На рассвете над их завязывается воздушный бой между нашими лётчиками с самолётами противника. В неравной схватке, обладая численным преимуществом, враги одерживают победу.

От всего увиденного командир роты стреляет в себя. Курсанты начинают рыть яму, чтобы похоронить Рюмина, а в это время со стороны леса на них надвигаются танки. Бойцы поспешно залегают в копне сена. Оставшись один, лейтенант бросает бутылку с горючей смесью в один из танков и залегает в выкопанной яме. Подорванный танк горит, другой наносит прицельный огонь по укрывшимся в сене бойцам, разворачивается и исчезает.

В живых остаётся один лейтенант.

В произведении Воробьёва с потрясающей простотой описаны Жизнь и смерть, трагические изломанные судьбы людей, но автор не призывает к мести, просто показывая правду войны, учит чувству ответственности и долга.

Подробный пересказ

Произведение начинается с момента, когда 240 молодых курсантов во главе командира Рюмина отправлялись на боевые позиции. Когда бойцы прибыли на место, то их включили в один из полков, который состоял из столичных ополченцев. Кремлевские солдаты расположились в селе, где находился огромный ров и центр обороны.

Командир приказал рыть окопы вблизи старого кладбища, так как это место было удобно еще тем, что там находились большая постройка из камня и храм. Конечно же, он не знал на самом деле, насколько здесь безопасно, так как совсем недавно он только получил звание лейтенанта. Несмотря на то, что гитлеровские солдаты уверенно продвигались вперед, Алексей Ястребов , был твердо уверен, что русская армия намного сильнее остальных войск, и естественно, пусть хоть медленными шагами, но подойдет к победе. Когда окопы были готовы, осталось большой проблемой сделать ход в церковь. Один из солдат сказал, что можно взорвать это место, однако взводный командир посетовал на то, что без разрешения капитана проделать они это не могут. Ястребов пошел к нему, чтобы разрешить данный вопрос, но ему не разрешили произвести взрыв, так как гранаты могут быть нужны в бою. В то время, когда Алексей отправился к Гуляеву, чтобы передать все распоряжения, на небе показались вражеские самолеты. Мужчины сразу же побежали к своим солдатам, чтобы отдать соответствующие приказы, но никакого удара не последовала. Вероятно всего, немецким летчикам был дан приказ лететь на Клин.

Самолеты пролетели над советскими войсками несколько раз и скрылись из виду. Вдалеке были слышны раскаты орудий, находящихся во фронтовой зоне. Через некоторые время из леса показалась группа бойцов, которые чудом вырвались из окружения. Впереди них шел медленно, опустив свою так рано поседевшую голову, генерал-майор Переверзев. Уставшие и голодные солдаты попросили еды. Ястребов сопроводил их сразу же к капитану Рюмину. К концу дня Рюмин отдал приказ командирам взводов отправить по одному отделению за ров, чтобы те отправляли всех в обход окопов. И тут же выясняется информация о том, что на самом деле Переверзев был обыкновенным рядовым бойцом.

На следующее утро, вдали показалась вражеская техника, вследствие чего, солдаты сразу же по ним открыли огонь, допустив грубую ошибку. Ведь это была немецкая разведка. Таким образом, красноармейцы просто помогли себя обнаружить. Тут же прибыл Анисимов, который сообщил о том, что по данным разведывательной операции курсантов, фашисты находились совсем недалеко, в близлежащем селе. Он собрал солдат и выступил с речью, где сказал бойцам, что надо держаться до конца, и не впадать в панику, так как вскоре к ним подойдет помощь.

И вот начался бой. Вначале полетели мины, после чего произошел обвал окопа. Анисимова тяжело ранят, и он скончался. Когда наступление стихло, выжившие солдаты стали перетаскивать тяжелораненых товарищей в лазарет. Но только они доставили несколько своих однополчан, то их вновь стали обстреливать. Через некоторое время Ястребову доложили, что фашисты уничтожили практически всех раненых. Тут же прибыл санинструктор с докладом о том, много убитых и раненых. Командир полка ополченцев передает роте приказ о том, что нужно как можно быстро отступить назад. Однако, Рюмин, не доверяя майору, дает распоряжение одному из курсантов узнать в штабе, как им поступать дальше.

Вскоре вновь начинается огнеметное наступление. Они оказались в окружении врага. Но, чтобы не сеять панику в рядах солдат, Рюмин ничего не говорит, и решает продвигаться с бойцами в северном наступлении поздно ночью. Он сообщает им, что им необходимо присоединиться к полку, при этом разбить фашистов в селе и расположить временно там тяжелораненых. Выполнив приказ, командир просит приютить на некоторое время бойцов с ранениями. Поздно ночью рота начинает совершать прорыв. Солдаты под командованием Ястребова принялись уничтожать гитлеровцев, которые отступали. Взяв в плен несколько вражеских бойцов и захватив трофеи, курсанты поспешно стали удаляться от деревни. Но, все-таки, как- бы не пыталась рота скрыться в лесу, разведывательные силы противника их вычислила и начала атаку. Вскоре все солдаты погибли в суровом бою. Лишь Алексею с новобранцем удалось выжить. Они добрели до Рюмина, где потом начали выбираться к своим войскам. По дороге, наблюдая гибель советских летчиков, Рюмин покончил жизнь самоубийством, застрелившись из револьвера, а Алексей, уничтожив немецкий танк, пробирается к своим.

Повесть учит нас не забывать о величии и силе русского народа, выступать против войн во всем мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Воробьёв — Убиты под Москвой. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Два лучших друга Денис и Мишка были на репетиции хора. Их учитель поинтересовался, что они подарили своим мамам на праздник 8 марта. Денис ответил, что подарком была игольница

Рассказ В.П. Астафьева Домский собор считается одним из лучших его творений и занимает почётное место среди других произведений известных русских писателей.

В книге рассказывается про 2 братьев, которые жили в Покровске со своей семьей. Вместе с ними жили служанка Анна и Марфуша и двоюродный брат Митя. Рассказ ведется от имени старшего брата. Младшего брата звали Оськой.

Жан-Градье, благодаря золоту с Клондайка, является очень богатым молодым человеком. Но, он не стремится к спокойной жизни. Со своими друзьями богач отправляется в Африку, чтобы защищать права людей.

Произведение «Мустанг-иноходец», написанное канадским писателем Эрнестом Томпсоном, рассказывает о диком вороном жеребце, у которого была врожденная способность двигаться иноходью.


Статьи по теме