Налоговое Регулирование Экономики Курсовая Работа

      Комментарии к записи Налоговое Регулирование Экономики Курсовая Работа отключены

Налоговое Регулирование Экономики Курсовая Работа.rar
Закачек 3815
Средняя скорость 9862 Kb/s

Министерство образования Российской Федерации

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Налоговое регулирование экономики»

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 5

1.1. Понятие налоговой системы Российской Федерации 5

1.2. Налогоплательщики 7

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 11

2.1.Противоречия действующей налоговой системы России 11

2.2.Конституционные основы налогообложения 14

2.3. Ошибки Налогового кодекса 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в после кризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис не платежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.

В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие налогообложение в РФ, анализируется проблемы его применения.

Цель работы — рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства в области налогового права, и попробовать найти направления ее совершенствования. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ


1.1. Понятие налоговой системы Российской Федерации

Финансовое обеспечение всех уровней бюджета ­– федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты.

Для укрепления законности в области налогового права был принят Налоговый кодекс Российской Федерации. Наличие этих документов позволило систематизировать налоговое законодательство.

К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов:

-Указы Президента РФ.

-Постановления Правительства РФ.

-Приказы и инструкции министерств и других центральных органов.

-Решения органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение другие.

Кроме нормативных актов в правоприменительной практике в области управления налогами используются акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые не содержат правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального применения. 1

В налоговых законах и подзаконных нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность участников налоговых правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Все это в совокупности составляет единое целое налогового права.

Таким образом, совокупность нормативных актах различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.

Правовая наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом кодексе РФ.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. 2

Однако данное определение характеризует налог, а сбор имеет свое определение.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий) 3 .

1.2. Налогоплательщики

Законодательство не дает нам чёткого определения понятия «налогоплательщик». В Законе РФ 4 дано определение, что плательщиками налогов являются юридические лица, физические лица и другие категории плательщиков. Данная норма права весьма размыта, т.к. не даёт чёткого толкования понятий «юридические лица», «физические лица», особенно не понятно, что имеет в виду законодатель под словосочетанием «другие категории плательщиков», но узнать это можно пользуясь не данным законом, а в каждом конкретном случае, в соответствующем законе по конкретному налогу.

Понятие «другие категории плательщиков» Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не раскрывает, но указывает, что таковые могут быть.

Термин «юридическое лицо» определяется, как «. организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. », также «. должны иметь самостоятельный баланс или смету» 5 . Из данного определения можно выделить основные признаки, важные для понимания этого субъекта в налоговом праве:

· юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, т.е. имущество обособленное от имущества учредителей юридического лица, что должно проявляться в наличии у него самостоятельного баланса или сметы;

· юридическое лицо должно обладать самостоятельной имущественной ответственностью, основывающейся на обособленном имуществе юридического лица;

· юридическое лицо вправе выступать в гражданском обороте от своего имени.

Но это не все признаки, определяющие существование юридического лица. В п.3 ст.49 ГК РФ говорится о правоспособности юридических лиц, которая возникает в момент его создания, созданным же юридическое лицо считается с момента государственной регистрации, согласно п.2 ст.51 ГК РФ.

Таким образом, юридическое лицо должно отвечать всем перечисленными выше признакам, чтобы мы могли отнести его в категорию налогоплательщиков.

Физическими лицами признаются граждане, способные иметь гражданские права и обязанности, а также, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их 6 , т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью. Дееспособность физического лица возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия (18 лет) 7 , следовательно, лицо, не достигшее этого возраста дееспособностью не обладает и субъектом налоговых правоотношений быть не может. Однако гражданским кодексом сделано два исключения из этого правила:

· гражданин может быть признан дееспособным по достижении им шестнадцатилетнего возраста, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация) 8 ;

· гражданин может быть признан дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего возраста, в случае его вступления в брак 9 .

Другие категории плательщиков. В настоящее время понятие «другие категории плательщиков» Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не расшифровывается, но круг плательщиков конкретного налога указывается в соответствующем законе по данному налогу, поэтому я рассмотрю тему налоговых правонарушений, исходя из наиболее часто встречающихся субъектов данных отношений не относящихся ни к юридическим, ни к физическим лицам.

Здесь можно выделить двух участников налоговых отношений, такие как филиалы каких-либо предприятий, а также граждане-предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Оба субъекта имеют специфические организационно-правовые формы, отличные от вышеприведённых, которые позволяют им осуществлять свою деятельность в требуемых им пределах.

Понятие представительства и филиала приведено в ст. 55 ГК РФ:

· Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

· Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе и функции представительства.

Самостоятельными налогоплательщиками филиалы и представительства признаются при наличии у них отдельного баланса и расчётного счёта. Такие представительства и филиалы являются налогоплательщиками наравне с юридическими лицами и должны исполнять все требования, предъявляемые налоговым законодательством к налогоплательщикам 10 .

Об индивидуальных предпринимателях в гражданском законодательстве говорится, что ими, с момента государственной регистрации, могут стать любые граждане, в полной мере обладающие право- и дееспособностью, либо, если гражданин старше 14, но не достиг 18 лет, с согласия родителей (опекунов, усыновителей) 11 .

Курсовая работа по макроэкономике.doc

ГЛАВА I. Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. . . . 5

1.1 Сущность и функции налогов. . . 5

1.2 Научные подходы к роли налогов в государственном регулировании экономики……………………………………………………… …………………………………………………..9

ГЛАВА II. Роль налогов в государственном регулировании экономики…………14

2.1 Сущность налоговой политики, ее принципы. . 14

2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики. … ……..16

2.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики……………………………………………………… …………………………………………………22

ГЛАВА III. Налоговое регулирование экономики Кыргызстана………………………29

3.1 Налоговая политика Кыргызстана………………………………………………… ………….29

3.2. Совершенствование налоговой политики Кыргызской Республики ……….34

Список использованной литературы…………………………………………………… ………….41

В общей системе государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит налогам. Налоги – сложная социально-экономическая категория, отражающая динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также структур местного самоуправления с конкретными производителями товаров и услуг – юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы и владеющими имуществом.

Налогообложение как комплексная система взимания налогов возникло и развивалось одновременно с государством. По мере развития общества на государство возлагаются все новые функции. В условиях преобладания частной собственности налоги выступают основным источником финансового обеспечения деятельности государства.

Государственное регулирование экономики — одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги играют две роли:

· это главный источник финансирования государственных расходов;

· это инструмент регулирования, так как в задачу бюджетных органов входит не только обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Теоретико-методологический фундамент налогов и налогового регулирования был заложен в трудах классиков экономической теории В.Петти, А. Смита, Д.Рикардо и впоследствии развиты такими экономистами, как А.Маршалл, Дж.М.Кейнс, М.Фридмен, А.Лаффер и др.

Советские экономисты А. Соколов, М. Боголепов впервые отметили, что с помощью налогов можно стимулировать промышленность, регулировать производство, потребление, предложение, спрос, цены.

· исследовать экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций налога;

· сделать обзор экономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике;

· определить роль налоговой политики в современном государстве;

· проанализировать различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики;

· показать значение налогов в государственном регулировании экономики.

Актуальность темы состоит в том, что современная налоговая система представляет собой сложную структуру по сбору и распределению налогов. С одной стороны развитие экономики и предпринимательства требует снижения уровня налогов до минимума, с другой стороны социальные программы государства требуют значительных затрат. Выбор системы и структуры налогообложения является на сегодняшний день одним из основных вопросов развития страны.

ГЛАВА I. Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике

1.1 Сущность и функции налогов

Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В федеративных государствах устанавливаются следующие виды налогов: федеральные налоги, налоги и сборы субъектов федерации (региональные) и местные налоги и сборы. Эти налоги образуют соответствующую финансовую базу для федерального, региональных и местных (муниципальных) бюджетов. Часть федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и некоторые другие, выступают в качестве регулирующих. Часть их сумм, в соответствии с законом, может поступать в нижестоящие бюджеты. Часть (доля) налогов субъектов федерации (региональных) может передаваться в бюджеты местного самоуправлении (муниципальные). Это делается для сбалансированности бюджетов по доходам и расходам.

Сбор понимается как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги как экономическая категория выражают взаимоотношения органов государственной власти разных уровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложения выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы взимания с налогоплательщиков». Налогообложение тесно связано с формированием государственного бюджета — финансового плана страны, баланса доходов и расходов государства.

Все виды налогов и сборов устанавливаются соответствующими законам. Основным законом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый кодекс. Это единый нормативно-законодательный акт, охватывающий все процессы налогообложения и налоготворчества, начиная с взаимоотношений налоговых органов и плательщиков, характеристики их прав и обязанностей и кончая порядком расчета и уплаты налогов. Налоговый кодекс максимально приближен к закону прямого действия и предусматривает эволюционное преобразование налоговой системы без ее кардинальных изменений. В нем доминирует ориентация на фискальные функции налогообложения, на максимизацию изъятия средств в пользу государства.

Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фон, фонд социального страхования и др. Следует отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (предприниматели разного уровня и сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходом и др.).

Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях. Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Полнота осуществления государством своих функций зависит от величины главного финансового фонда страны – консолидированного бюджета, равномерности и полноты его формирования за счет налогов. Фискальная функция налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов.

Реализация фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего – перераспределительной. Поступившие в централизованные денежные фонды налоги перераспределяются на те или иные цели. – просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и т.д. В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует систему контроля за поступлением налогов. Собираемость налогов в последние годы достигает 70-80% к сумма, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы.

Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в качестве комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста. Реализовываться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии.

Кроме указанных функций налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из рассмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития имеет в настоящее время особое значение. Налогообложение должно стимулировать инвестиции в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом.

И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни – ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса.

Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики. Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.

В настоящее время главной проблемой, определяющей действенность системы налогообложения, является оптимизация соотношения выполняемых ею функций. Все они реализуются комплексно, что придает налоговой системе качественное содержание, обеспечивая потенциальную возможность реализации основных направлений повышения ее эффективности.

Налоговая система должна ориентироваться не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающем как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.

Наконец, нужно последовательно руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая направленность механизма налогообложения. Это предполагает построение такой налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой системы призвана иметь воспроизводственный характер, способствовать эффективном развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.

Все это требует изменения концепции налогообложения. Оно должно превратиться в решающий комплексный фактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом к интересам производства, стимулируя его рост на основе использования инновационно-инвестиционного типа воспроизводства. Необходим выбор таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов из прибыли предприятий не приостанавливало развития производства, а создавало дополнительный импульс для его роста. Мировая практика налогообложения базируется на положении об эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок и объемом дохода, а следовательно, и налоговых поступлений. По мере снижения налоговых ставок усиливается тенденция доходов предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых платежей в бюджет за счет возрастания налогооблагаемой базы: объема производства, доходов.

Таким образом, налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом. Действие налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Экономика

1 Роль налогов в современной экономике 5

1.1 Налоги и сборы: экономическое содержание и функции 5

1.2 Экономическое содержание и цели налоговой политики 8

2 Возможности использования налоговых рычагов для экономического регулирования 12

2.1 Методы, средства и формы налогового регулирования экономики 12

2.2 Российская практика налогового регулирования экономической активности 16

Список использованных источников 25

Выдержка из текста

Здесь следует осветить практику налогового регулирования предпринимательской деятельности как сектора экономики в Российской Федерации. Введение единого налога на вмененный доход для предпринимателей, занятых преимущественно в сфере бытового обслуживания и торговли, являлось вынужденной мерой государства. В перечисленных сферах предпринимательской деятельности преобладает наличный денежный расчет, поэтому доходы в ней не так просто контролировать. Взимание налога с вмененного дохода обеспечивает налоговые поступления в бюджет. Для предпринимателей, которые благодаря наличному обороту могли занижать (скрывать) доходы и следовательно не уплачивать или занижать налоги по общепринятой системе, установление указанной системы налогообложения является невыгодным. Ведь установление единого налога по регионам проводилось на основе данных налоговой отчетности указанных категорий налогоплательщиков за предыдущий период, которые были занижены в сравнении с фактическими доходами, и экспертных расчетов по видам деятельности.

Приведенный пример показывает, что данный вид налогообложения и налогового регулирования для государства более эффективен в сравнении с общепринятой системой, поскольку налоговые поступления таким образом увеличиваются. Для отдельных налогоплательщиков он может не быть выгоден, поскольку они вынуждены уплачивать налог, который ранее могли занизить (или совсем его избежать).

Но так как в бытовом обслуживании населения и розничной торговле сохраняется наличный оборот, срок оборота капитала и затраты меньше, чем в производственной области, то искажения мотивации предпринимателей из-за изменения вида налогообложения не наблюдается.

При применении в государственном регулировании налоговых ставок и налоговых льгот важно учитывать отраслевые особенности структуры и скорости оборота и объема затрат капитала. Установление одинаковых ставок налога на прибыль и в то же время отмена льгот с 1 января 2002 года в действительности не сформировали равных условий для занятия предпринимательством. В выгодных условиях оказались те предприниматели, в сферах деятельности которых ниже материальные затраты, оборот капитала быстрее и существует возможность сокрытия (занижения) налогов как следствие применения наличного оборота. А это существует в розничной торговле и обслуживании населения. Освобождение с 1 января 2001 года от налога на добавленную стоимость индивидуальных предпринимателей и организаций, если выручка за прошлые 3 налоговых периода (3 мес.) составила не более 1 млн.

руб., также было в наибольшей выгодным в торговой сфере. Путем реорганизации предприятия (иными словами дробления на несколько малых предприятий) или посредством занижения выручки от сбыта торговые организации освобождаются от уплаты налога, при этом они не снижают цены на реализуемые товары. Согласно Налоговому кодексу с целями налогообложения цены корректируются, если они расходятся с рыночными ценами больше чем на 20%. Основная ставка НДС составляет на сегодняшний день также 20%. У торговых организаций не существует необходимости в снижении цен сбыта, поскольку одни и те же товары продают предприятия, освобожденные и не освобожденные от НДС, поэтому цены у них сохраняются на прежнем уровне. Вследствие этого торговые организации, которые освобождены от НДС, получили возможность не только возмещать НДС на приобретенные товары за счет сохранения уровня цен реализации, но и оставлять ту сумму денежных средств, которая до освобождения перечислялась ими в бюджет как НДС. Предприятиям же производственной сферы невыгодно освобождение от НДС, потому что материальные затраты у них высокие, более 50%, а при освобождении от уплаты НДС они теряют право на вычет НДС на приобретенные товары, работы, услуги. Кроме того, они не имеют права на выставление в счетах-фактурах НДС на реализованные товары, что ведет к потере клиентов. Организации розничной торговли ничего не теряют, потому что конечным потребителям (населению) не нужны счета-фактуры с выделением НДС.

Таким образом, эффективность налогового регулирования зависит от соблюдения следующих условий:

  • — соответствия используемых налоговых инструментов целям и задачам государства;
  • — соответствия используемых налоговых инструментов уровню развития национальной и региональной экономики и уровню жизни населения;
  • — нецелесообразности преобладания налогов, искажающих оценку факторов производства (например, на фонд оплаты труда);
  • — необходимости применения корректирующих налогов и налоговых инструментов для стимулирования предпринимательской деятельности в ключевых и социально значимых сферах экономики и для достижения самодостаточности регионов;
  • — обеспечения баланса интересов государства, регионов и налогоплательщиков.

Налоги собой олицетворяют часть совокупности финансовых отношений, связанную с формированием финансовых доходов государства, которые являются необходимыми для осуществления соответственных дирекций -экономической, социальной, правоохранительной, военно-оборонительной, по развитию фундаментальной науки и других. Налоги служат объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, формирующими ее структуру и механизм функционирования финансовой системы государства. Экономические и социальные факторы стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так переход к рыночной системе потребовал от государства осуществления коренной перестройки бюджетной политики и налоговой системы.

Среди вопросов, которые пока не решены правительством, в частности, высокая зависимость бюджетной системы РФ от сырьевых рынков, низкая эффективность реализуемых бюджетных расходов и постоянные изменения в налоговом законодательстве. Помимо этого, невозможно не отметить важную причину, которая мешает улучшению проводимой фискальной политики, такую как неэффективное использование бюджетных средств.

Налоговая политика по праву может считаться одним из основных инструментов экономической политики страны. Налогообложение в границах финансовой системы государства существует в рамках бюджетной политики государства, иными словами должно быть нацелено на соблюдение интересов государственных финансов. Налоговое регулирование экономики призвано обеспечивать финансовыми ресурсами государство при рациональном распределении налоговой нагрузки и реализовать пополнение государственных доходов посредством экономического роста (увеличения имущества и доходов налогоплательщиков), а не ужесточения налоговых условий.

Эффективность налоговой политики в практическом применении может уменьшаться в результате вероятного временного запаздывания ее по отношению к потребностям настоящей экономической ситуации, ее применения в политических целях, а также в результате непредвиденных международных шоков совокупного спроса и эффекта чистого экспорта, если экономика обладает открытым характером. Поэтому для правильного выбора того или иного вида налоговой политики является необходимым исследование механизмов ее функционирования, возможного влияния на экономику, а также знание экономической конъюнктуры, что достаточно актуально на сегодняшний день.

Список использованных источников

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров; изд.-торг. корпорация «Дашков и К». — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2010. — 227 с.

Ахунова Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д.С. Ахумова // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2012. — № 61. — С. 42−44.

Вылкова Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова. — Москва: Юрайт, 2012. — 639 с.

Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. — М.: Эксмо, 2010. — 240 с.

Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров // Финансы. — 2012. — № 8. — С. 45−49.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. — М.: Юрайт, 2011. — 688 с.

Пансков В.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики // Финансы. 2015. № 2. С. 26- 30.

Перов А. В. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013. — 996 с.

Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / О.В.Скворцов, Н.О. Скворцова. — 8-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.

Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / В. А. Скрипниченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург [и др.]

: Питер, 2010. — 463 с.

Удалов Р.В. Тенденции и перспективы развития налогового контроля в России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2012. — № 44 (8).

Чернявская Н. В. Налоговая система и государственные финансы: учебное пособие / Н. В. Чернявская. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2012. — 210 с.

Шаляева О.С. Налогообложение на основе патента: создание условий для заинтересованности предпринимателей в применение патентной системы // Налоги и налогообложение. — 2016. — № 1. — С. 60 — 63.

Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / О.В.Скворцов, Н.О. Скворцова. — 8-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.

Перов А. В. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013. — 996 с.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. — М.: Юрайт, 2011. — 688 с.

Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров // Финансы. — 2012. — № 8. — С. 45−49.

Удалов Р.В. Тенденции и перспективы развития налогового контроля в России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2012. — № 44 (8).

Ахунова Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д.С. Ахумова // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2012. — № 61. — С. 42−44.

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров; изд.-торг. корпорация «Дашков и К». — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2010. — 227 с.

Шаляева О.С. Налогообложение на основе патента: создание условий для заинтересованности предпринимателей в применение патентной системы // Налоги и налогообложение. — 2016. — № 1. — С. 60 — 63.

Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. — М.: Эксмо, 2010. — 240 с.

Чернявская Н. В. Налоговая система и государственные финансы: учебное пособие / Н. В. Чернявская. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2012. — 210 с.

Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / В. А. Скрипниченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург [и др.]

: Питер, 2010. — 463 с.

Вылкова Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова. — Москва: Юрайт, 2012. — 639 с.

Список использованных источников

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров; изд.-торг. корпорация «Дашков и К». — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2010. — 227 с.

2. Ахунова Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д.С. Ахумова // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2012. — № 61. — С. 42−44.

3. Вылкова Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова. — Москва: Юрайт, 2012. — 639 с.

4. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. — М.: Эксмо, 2010. — 240 с.

5. Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров // Финансы. — 2012. — № 8. — С. 45−49.

6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. — М.: Юрайт, 2011. — 688 с.

7. Пансков В.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики // Финансы. 2015. № 2. С. 26- 30.

8. Перов А. В. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013. — 996 с.

9. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / О.В.Скворцов, Н.О. Скворцова. — 8-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.

10. Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / В. А. Скрипниченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург [и др.]

: Питер, 2010. — 463 с.

11. Удалов Р.В. Тенденции и перспективы развития налогового контроля в России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2012. — № 44 (8).

12. Чернявская Н. В. Налоговая система и государственные финансы: учебное пособие / Н. В. Чернявская. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2012. — 210 с.

13. Шаляева О.С. Налогообложение на основе патента: создание условий для заинтересованности предпринимателей в применение патентной системы // Налоги и налогообложение. — 2016. — № 1. — С. 60 — 63.


Статьи по теме