Личностные Особенности Творческого Человека Курсовая

      Комментарии к записи Личностные Особенности Творческого Человека Курсовая отключены

Личностные Особенности Творческого Человека Курсовая.rar
Закачек 1681
Средняя скорость 8825 Kb/s

Текст работы

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Филиал «Московского психолого-социального университета»

в г. Красноярске

по дисциплине: «Общая психология»

Личностные особенности творческого человека

Выполнил ст. гр. ПВО-10 Тарасова А.В.

Научный руководитель: к.псих.наук,

Профессор Верхотурова Н.Ю.

.
Творчество и деятельность

2.
Понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование

3.
Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

4.
Диагностика творческих способностей и методологические подходы к их выявлению

Слово «творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Курсовая ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

1) общие способности, которые представляют собой систему индивидуальных свойств личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Наличие общих способностей обусловлено как врождёнными задатками, так и всесторонним развитием личности в течение жизни;

2) специальные способности, под которыми понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и тому подобных.

Б. В. Ломов [8], выделявший три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, подобным образом делил и способности на:

А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [2 , 65].

Б.В. Ломов утверждал, что регуляторные способности с одной стороны, позволяют отражать воздействия внешней среды, адаптироваться к ней, а с другой — регулировать этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения [8].

В свою очередь, В.Н. Дружинин подразделял познавательные способности на интеллект, обучаемость и креативность [2]. Дадим определения каждому из этих компонентов.

Новейший психологический словарь предлагает понимать интеллект как мыслительную способность человека: «индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и так далее… определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности» [14 , 169].

Обучаемость в уже упомянутом источнике трактуется как «индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения» [14 , 323].

Наконец, креативность в Новейшем психологическом словаре определяется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [14, 228]. Остановимся на этом классе способностей подробней.

Дж. Гилфорд считал основой креативности операции преобразования, импликации и дивергенции, при которых задействован дивергентный тип мышления, допускающий варьирование путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам [6].

Кроме того, Дж. Гилфорд выделял шесть основных параметров креативности [6, 186]:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;

4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е.П. Торренс также предложил набор параметров креативности [2]:

1) беглость — способность продуцировать большое количество идей;

2) гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

3) оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

4) разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;

5) сопротивление замыканию — способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;

6) абстрактность названия — способность к трансформации образной информации в словесную форму, понимание сути проблемы того, что действительно существенно.

Таким образом, мы выделили среди способностей общую творческую способность — креативность, основным фактором которой является дивергентное мышление.

Теперь обратимся к ещё одному изучаемому нами психическому свойству — личностным чертам.

Новейший психологический словарь определяет личностную черту, как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида» [14 , 753].

Дж. Л. Адамс предлагает определение личностной черты: «это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения… говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека» [1].

Говоря о чертах личности, нельзя не упомянуть диспозициональную теорию личности Г. Олпорта. В ней личностная черта имеет восемь критериев определения [15]:

1) черта личности — это не только номинальное обозначение. Черты личности являются реальной и жизненно важной частью существования человека;

2) черта личности — более обобщённое качество, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения человека;

3) черта личности — определяющий элемент поведения;

4) существование черт можно установить эмпирически;

5) черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Черты личности могут высоко коррелировать друг с другом;

6) черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Черты личности являются истинными особенностями индивидуума;

7) черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространённости в обществе;

8) то, что поступки и привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Во-первых, не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. В-третьих, в некоторых случаях внешние условия в большей мере, чем личностные черты, являются детерминантами определённого поведения.

Г. Олпорт проводил различия между общими и индивидуальными чертами [15]:

    • общие черты (называемые также измеряемыми или узаконенными) — любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры;
    • индивидуальные черты (называемые также морфологическими) — такие характеристики индивидуума, которые проявляются уникально у каждого конкретного человека и отражающие наиболее точно его личностную структуру.

Р. Кеттел в своей структурной теории черт личности определял черты личности как «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени» [ 4, 305].

Иначе говоря, по мнению Р. Кеттела, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики, проявляющиеся в поведении и не имеющие никакой реальной нейрофизиологической локализации как таковые, а лишь наблюдаемые признаки существования.

Р. Кеттел предлагает несколько классификаций личностных черт:

1.1) конституциональные черты. Развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума;

1.2) черты, сформированные окружающей средой. Обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении;

2.1) общие черты; присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры;

2.2) уникальные черты. Имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного;

3.1) поверхностные черты. Представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.

3.2) исходные черты. Представляют собой основополагающие структуры, которые, являются основой личности. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Р. Кеттел создал опросник, который позволяет выявлять 16 основных исходных черт личности (таблица 1) [12].

Таблица 1 Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Человека всегда интересовал творческий процесс. Творческое мышление является особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей. Без творчества не было бы никакого прогресса. Ведь это не только искусство, но и научные открытия. Общественная и частная жизнь людей также основываются на творческих достижениях. Это справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

Лучший способ разобраться в творчестве – познакомиться с характеристиками креативного человека, его личностными особенностями. Как развить креативность, насколько она зависит от врожденных качеств – все это входит в тему личности творческого человека.

Актуальность: Креативность – необходимое качество каждого человека. С приходом научно-технической революции остро встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Художественное творчество также непрерывно развивается, одаренные деятели искусства всегда нужны обществу.

Предмет: личностные особенности творческого человека.

Объект: личностные особенности.

Цель: определить понятие творческого человека, выявить его личностные особенности.

Гипотеза: творчество необходимо в профессиональной деятельности человека, так как это способствует повышению эффективности труда, формирует новые стандарты, развивает личность.

1 глава: Проблема творчества в современной психологии

Творчество, творческие способности всегда исследовались психологией. Но до сих пор нет единого мнения о том, что именно является творчеством.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались по такой схеме: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. Но выяснилось, что эти показатели связаны между собой далеко не всегда. Потребовалось много времени, чтобы убедиться в невозможности решения данной проблемы путём исследования только способностей.

Позднее разрабатывалась другая концепция, ставившая в зависимость различия в творческих возможностях от того или иного строя личности, её мотивационной структуры. Но изучение мотивации творческой деятельности осуществлялось обособленно от первого направления, для которого характерна сосредоточенность на операциональных моментах.

Разобщённость мотивационного и познавательного подходов – вот та общетеоретическая «база», на которой возник методический кризис в изучении интеллектуального творчества.

Для преодоления данного кризиса необходимо объединение интеллектуального и мотивационного плана исследования творчества, а, следовательно, и обоснование нового предмета его исследования. Интеллектуальное творчество следует рассматривать не только как объект многофакторный, но и как объект целостный, т.е. к нему можно подходить с разных сторон и с разными экспериментальными методами для выявления некой единицы, обладающей качеством целого и неделимой далее.

В качестве такой единицы исследования творчества было предложено рассматривать интеллектуальную активность (Д.Б. Богоявленская). Термином «интеллектуальная активность» обозначается целый комплекс явлений – как психофизиологических, так и высших психических.

Широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне – механизму, а по результату – продукту (созданию нового).

Отсутствие единого научного определения творчества приводит к тому, что оно становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. Общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одарённости.

Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С. Л. Рубинштейна. Выявлены реальные детерминанты инсайта: внезапного озарения, мгновения которого в принципе невозможно прогнозировать.

Социальная практика и интуитивное понимание того, что творчество и одарённость содержат ещё больше, вызвало к жизни новую концепцию. При этом понимание природы творческих способностей от прямого отождествления с интеллектом перешло к прямому их противопоставлению. Согласно новому методу творческие способности существуют параллельно общим и специальным. Прямым решением проблемы является проведённое Гилфордом выделение коэффициента креативности «Cr», отличного от «IQ» — показателя интеллекта.

Главное достоинство заключается в попытке снятия ограничений в исследовании творческого потенциала личности, присущих методу проблемных ситуаций и тестам на «IQ». Недостатком концепции является слабая точность измерения исследуемого свойства, что в определённой степени определяет и критерии оценки креативности: беглость, гибкость, оригинальность.

Дивергентность – «способность мыслить в разных направлениях», расширяет рамки познания. Один из основных показателей дивергентности – оригинальность. Действительно, продуктивный процесс всегда приводит к оригинальному результату. Но за оригинальностью могут стоять прямо противоположные явления: это может быть и содержательный творческий процесс, проникновение вглубь познаваемого объекта, выявление существенных взаимосвязей. А может быть и не иметь никакого отношения к творчеству, даже означать психическую неадекватность.

Проблемные ситуации, также как и тестовые задания, ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа. Преодоление этого ограничения в тестах на креативность идёт двумя путями:

1) требование однозначного ответа снято требованием более неопределённого типа. Но эти задания восходят прежде всего к свойствам ассоциативного процесса и не исключают влияние обученности (знаний) и силы мотивации испытуемых.

2) Это ограничение кажется преодолённым в «открытых» тестах. В них нет чётко определённого потолка в виде требования однозначного ответа. Но при этом строгий качественный анализ выявленных особенностей невозможен и остаётся лишь оценка с точки зрения «шаблонности – нешаблонности» результатов. Более того, она определяется чисто статистически и, вместе с тем, во многом зависит от эксперта.

Гилфорд, учитывая новые разработки и не получая ожидаемых результатов, выделяет другой тип мышления – дивергентное. Это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т.е. способность видения других атрибутов объекта. Суть и предназначение этой способности в том, что она непосредственно обеспечивает выход за рамки раз начатого направления решения исходной задачи.

Отождествление творческих способностей или, как принято говорить, творческой одарённости с «креативностью», раскрываемой через дивергентность (интеллект, или общая одарённость, в этом случае связан лишь с обучаемостью и академическими успехами), и последующее разочарование в связи с малой предсказательностью тестов креативности привело к появлению комплексных теорий одарённости.

Одной из наиболее известных концепций одарённости в американской и мировой психологии является теория трёх колец Дж. Рензулли. Концепция описывает одарённость как «взаимодействие трёх групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлечённость выполняемой задачей и высокий уровень креативности». Рензулли акцентирует внимание именно на необходимости взаимодействия между указанными элементами и на их равенство как партнёров.

В этой концепции есть три очень важных момента:

  1. Скептическое отношение к тестам как средству идентификации одарённости;
  2. Рассмотрение мотивации не как внешнего условия, а как ядерного образования одарённости в сочетании со способностями и креативностью;
  3. Верный путь развития одарённости – включение в интересующую деятельность.

В работах Д.Б. Богоявленской впервые на вопрос о соотношении интеллекта и творчества, был дан экспериментально и теоретически обоснованный ответ: все виды творческой деятельности объединяет свойство личности, которое обозначено как интеллектуальная активность.

Чётко очерченного теоретического содержания сам термин «интеллектуальная активность» не имеет. За ним до сих пор сохраняется изначальный смысл латинского «activus» – деятельный, энергичный.

Мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива, которую нужно понимать как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы, можно увидеть в ней адекватное выражение понятия активность.

Интеллектуальную инициативу не следует отождествлять с проявлением любой инициативы в интеллектуальной сфере. Она отличается, во-первых, от инициативы выбора, предпочтения мыслительной другим видам работы, во-вторых, – от стремления к перевыполнению задания, когда сверх заданного в эксперименте (и в жизни) испытуемый просит дать ему ещё одну, две и так далее задачи.

Интеллектуальная активность личности проявляется, конечно, в любых обстоятельствах, в любой сфере деятельности человека. Но не стимулированная извне деятельность – это тот феномен, который обнаруживает её однозначно, аналогично тому, как в своё время введение метода проблемных ситуаций утверждало мышление, отделяя его от других психических процессов. Исходя из этой аналогии, определение интеллектуальной активности выглядит так: если мышление – это процесс решения задач, то интеллектуальная активность – это нестимулированное извне продолжение мышления. Интеллектуальная активность – чисто личностное свойство, это свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстрагирование одной из сторон невозможно.

Главное в творчестве – не внешняя активность, а внутренняя – создание некого идеального мира, чего не было придумано до этого. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин — второй основной его признак. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего.

Итак, спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененное состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного, говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.

2 глава: Личность и её творческое развитие (личность и творчество?)

Становится очевидным, что единого понимания творчест ва, по крайней мере в современной науке, не существует. Не лучше ли тогда разобраться, какой человек именуется творческим.

Но если задуматься, само по себе понятие человек обозначает лишь биологическую сущность, вид. Каждый человек при рождении автоматически рассматривается как индивид. Но на этом уровне не приходится говорить ни о каком творчестве. А вспомнив формулу: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают», понятно, что только при становлении личности может появиться какое-либо творчество.

И, я думаю, вначале стоит рассмотреть само понятие личности и то, какие признаки делают её (а не просто человека) творческой.

Личность в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических, философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.


Статьи по теме