Лексическое Значение Слова Презентация 4 Класс

      Комментарии к записи Лексическое Значение Слова Презентация 4 Класс отключены

Лексическое Значение Слова Презентация 4 Класс.rar
Закачек 1992
Средняя скорость 2483 Kb/s

Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)

Предварительный просмотр:

УРОК 16 : ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВО.

Цели: — формирование представления о лексическом значении слова как об

обязательном значении любого слова в языке;

— развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций

— воспитание любви к родному языку.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.

— Запишите буквы и их сочетания каллиграфически правильно. (СЛАЙД № 2)

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Россия, берёза, Кремль, русский язык, Красная площадь, Москва, народ, товарищ.

— Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

— Определите, какие это слова. (Предметы, признаки, действия.) Докажите.

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Вступительное слово учителя.

— А теперь отгадайте загадку: (СЛАЙД 3)

Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

— Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (Клей, жвачка, варенье.)

— Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

— Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.

V. РАБОТА НАД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Выявление способности слов служить названием чего-либо.

— Прочитайте высказывание (СЛАЙД 4)

Мальчик нарисовал огромную шукутуку.

— Найдите среди слов этого высказывания такое, которого нет в русском языке. Чем оно отличается от других слов этого высказывания?

— Можете ли вы объяснить, что называют слова МАЛЬЧИК, НАРИСОВАЛ, ОГРОМНУЮ?

— А что называет слово ШУКУТУКУ?

— Вы уже не раз сталкивались с новыми, незнакомыми словами. Может быть, слово ШУКУТУКУ существует в русском языке, но вы просто не знаете, что оно называет? Как это можно уточнить?

— Даже, если бы вы взяли самый большой словарь, всё равно этого слова вы бы в нём не обнаружили. Почему же его нет в русском языке? (Ответы детей.) (СЛАЙД 4, клик)

— Действительно, слова ШУКУТУКУ в русском языке нет (СЛАЙД 4, клик) – оно ничего не называет. Но любое ли слово языка что-то называет?

2. Выявление разных групп слов – слов-названий и слов-заменителей слов-названий.

— Прочитайте высказывания. (СЛАЙД 5)

Целый день дует ветер. Он нагнал большие тёмные тучи.

— Все ли слова в этих высказываниях что-то называют – какой-то предмет, действие или признак? Называет ли слово ОН какой-нибудь предмет?

— Хотя это слово ничего не называет, оно, в отличие от слова ШУКУТУКУ, есть в языке – вам оно хорошо знакомо. Зачем же оно нужно? Вместо какого слова оно употреблено во втором высказывании? (СЛАЙД 5, клик)

— С какой целью используется в речи такая замена? Известны ли вам другие слова, которые не называют предметы или их признаки, а заменяют эти названия?

3. Вывод об обязательном лексическом значении слова, которое указывается в словаре.

— Прочитайте в учебнике правило от профессора Уса (стр. 34).

— Что такое ЛЕКСИКА? (СЛАЙД 6)

VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Упр. 28, стр. 57 – общеклассное обсуждение.

2. Упр. 29, стр. 58 – работа в парах.

— Изменился ли смысл высказывания после замены одного предлога другим? Что именно изменилось? Одинаково ли связаны действия с предметами или по-разному?

— Определите падеж тех слов, которые вам пришлось изменить.

VII. РАБОТА НАД МАТЕРИАЛОМ, ПРОЙДЕННЫМ РАНЕЕ.

1. Проверка орфограмм разного типа. (СЛАЙД 6)

— Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (О б ерёзке)

— Как вы догадались? Что вам помогло? (Признаки)

— Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое ? ( Символ Родины, России, символ русского народа).

— Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).

— Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Составление высказываний.

— Составьте со словом СЛОВО высказывание так, чтобы раскрылось его значение, суть.

— Молодцы, ребята! Каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов.

VIII. ИТОГ УРОКА.

— Так какое слово будет являться отгадкой загадки, которую мы прочитали в начале урока?

— С каким настроением заканчиваем урок?

— Что нового узнали?

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упр. № 30, стр. 58-59.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слово и его лексическое значение

«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Для всего, что существует в природе. в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.” К.Г. Паустовский

Лексика – это словарный состав языка. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке – лексикологии.

Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру пол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово — плим. Я повторяю снова: Плим, плим, плим! Все прыгает и скачет — Плим, плим, плим! И ничего не значит — Плим, плим, плим. Удалось ли мальчику придумать» новое слово? Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение?

Прочитайте отрывок из стихотворения А.Прокофьева. Закат налился тёмной кровью, И потемнела бирюза. Сначала было предгрозовье, Потом как грянула гроза! Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно.

Влади́мир Ива́нович Даль (1801 -1872) русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». Сергей Иванович Ожегов (1900—1964) лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Дмитрий Николаевич Ушаков (1873– 1942) русский языковед

БИРЮЗА — бирюза, бирюз′а, -ы, ж. Матовый драгоценный камень голубого или зеленоватого цвета. прил. бирюзовый, -ая, -ое. Строение словарной статьи: 1. заголовочное слово; 2. грамматические пометы; 3. толкование лексического значения; 4. пример употребления слова в речи.

Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок: — цветастый, цветной (телевизор, платок); — сытый, сытный (человек, обед); — благодатный, благодарный (человек, взгляд).

Материал полностью усвоен мною. Материал урока не понят мною У меня есть отдельные затруднения в овладении новым материалом

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Русский язык и литература

Презентация к уроку русского языка «Слов и его лексическое значение» предназначена для учащихся 5 класса. Это первый урок по разделу «Лексика». Урок содержит 9 этапов:

1. Мотивация к учебной деятельности ( слайд №2)

2. Актуализация и пробное учебное действие (проверка домашнего задания)

3. Выявление места и причины затруднения (взаимопроверка дом.зад)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд №3)

5. Творческая практическая деятельность ( слайды №№4-6). Физминутка (слайды 7,8,9)

6.Первичное закрепление с комментированием ( слайды №10)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (слайды №№11,12,13)

8. Включение в систему знаний и повторение (слайды №№14,15,16)

9. Рефлексия учебной деятельности (слайд№17)

  • Скачать презентацию (2.05 Мб)
  • 243 загрузки
  • 1.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Слово и его лексическое значение» по русскому языку. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Слово и его лексическое значение

Цели и задачи

Знать определение понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова» Понять важность обогащения лексического запаса Уметь различать лексическое и грамматическое значения слова Научиться пользоваться толковым словарем

Ответьте на вопросы:

— Из чего состоит наша речь? — Из чего состоят предложения? — Что могут обозначать слова?

— Из чего состоит наша речь?

— Из чего состоят предложения?

Из связанных между собой слов.

— Что могут обозначать слова?

Предметы, явления действительности, понятия, действия, признаки и так далее…

К. Г. Паустовский:

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»

Моросящий, грибной, обложной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый…

Лексика – это словарный состав языка

Слово лексика происходит от греческого лексис – слово, выражение, оборот. Слова – это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания.

Лексическое значение слова

Каждое слово что-то обозначает. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Это особые справочные книги из словарных статей.

Толковый словарь

Толковать – разъяснять, объяснять, выяснить значение или смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов. Партер, -а; м. Нижний этаж зрительного зала в театре, кино и т.п. Сидеть в первом ряду партера.

Грамматическое значение слова

Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. У существительных можно определить род, число, падеж, у глаголов – время, лицо и число.

Сильная снежная вьюга, метель, снежная буря. Женский род, единственное число, именительный падеж.

Отгадайте загадки

В иголках бугорок мышку поволок. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.

Слово имеет лексическое и грамматическое значения Каждый человек должен пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открывать для себя слово. К.Г.Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ».


Статьи по теме