Культура Древнего Рима Курсовая Работа

      Комментарии к записи Культура Древнего Рима Курсовая Работа отключены

Культура Древнего Рима Курсовая Работа.rar
Закачек 669
Средняя скорость 4530 Kb/s

Курсовая Культура Древнего Рима.doc

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

по дисциплине ______________________________ _______________

на тему: ______________________________ _____________________

Студент факультета _____________

__ курс, группа ________, ________ ___________ _____________

(дата) (подпись) (фамилия, инициалы)

______________________________ _ ___________ _____________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (фамилия, инициалы)

Раздел 1. Особенности древнеримской культуры……………………

1.1. Обзор литературы по проблеме………………………………….. 4

1.2. Условия становления и основные этапы развития древнеримской культуры ……………………………………………………… ……….. 7

Раздел 2. Мифология, искусство и религия в культуре Древнего Рима ……………………………………………………………………. … …

2.1. Влияние мифологии и религии на древнеримскую культуру ………………………………………………………………. ….. .……. 10

2.2. Древнеримское искусство и архитектура ………………. ….…. 15

2.3. Специфика культуры Древнего Рима………………………. … 27

Список использованных источников………………………………….. 30

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» —

государства, прошедшее путь от крестьянской общины на до мировой

державы. Наивысшего расцвета античная культура достигает

во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская

культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже

Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи,

захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» —

говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники,

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким

образом формировался синтез греческой и римской культур, результатом

которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),

лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все

завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской

державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее

достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не

только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины,

жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на

более высокой ступени культурного развития.

Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах.

Как мы видим Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и

на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали

объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их

причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян.

В своей работе я хотел бы проследить за основными направлениями развития

римской культуры и выделить в ней ряд особенностей.

1.1.Обзор литературы по проблеме

Этот раздел посвящен основным проблемам римской культуры, таким как: гражданин и подданный, от религии общины к мировой религии, римское искусство.

Гражданин и подданный

Для гражданина характерны были непосредственные связи в системе община — гражданин, т. е. «связи соучастия». Для подданного определяющими стали связи в системе империя — подданный, т. е. «связи подчинения».

Гражданская община, конечно, не оставалась неизменной, пройдя путь от постепенно расширявшегося будущего Рима к его становлению в настоящий город, от патриархальной сакральной власти первых царей через монархию этрусских правителей к аристократической республике, а затем к победам плебса, от господства родового строя и относительного равенства, к организации по территориальному принципу, к росту зависимости простого народа от патрициев, преодоленной лишь в результате вековой внутренней борьбы. Все это несомненно должно было оказать серьезное влияние на идеологию, но некие основные ее элементы сохранялись, так как оставалась, при всех его изменениях, основа организации общества: деление на сословия и функциональные группы, деление на цензовые классы, тождественность социальной и воинской организации, сосуществование сената, народного собрания и царя, затем замененного магистратами, разделение контролируемого общиной земельного фонда на индивидуальные участки.

Утверждался принцип, согласно которому гражданин имел право на земельный участок, а воин на долю добычи, что стимулировало экспансию и ее идеологическое оформление; повышение роли народного собрания и вождей народа в жизни общества; значительное сужение возможностей эксплуатации собственных сограждан, что уничтожило или, во всяком случае, сильно сократило число слоев и лиц, занимавших промежуточное положение между рабами и свободными, и сделало противоположность между свободой и рабством особенно острой: приниженность рабов подымала самосознание граждан, укрепляла их гордость своим статусом, стимулировала развитие морали, основанной на коренной разнице между «пороками» рабов и «добродетелями» свободнорожденных.

Очень большое значение имело то обстоятельство, что в Риме имело место равенство граждан в смысле юридической правоспособности, ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере.

От религия общины к мировой религии

Характерной чертой древнейшей римской религии обычно считают отсутствие четкого представления о богах (в доказательство приводят неясность пола, а иногда и имени божества, группировку божеств по разнополым парам, не связанным брачными или родственными узами), заменявшегося представлением о присущих различным предметам и действиям неопределенных сил, причем культ, обряды, ритуалы имели целью увеличить благотворное и нейтрализовать вредоносное действие таких сил. Римская религия характеризуется иногда, как некое особое восприятие мира, представлявшегося полем действия и переплетения таких сил и воль. Поэтому римляне долго не антропоморфизировали своих богов, не устанавливали между ними каких-то соотношений, могущих составить основу мифологии. Ум римлян был якобы антимифологичен. Лишь постепенно стали выделяться древнейшие боги, с определенной индивидуальностью, с определенными функциями, частично восходившими к образам и функциям богов, общих для всех индоевропейских народов, например бога неба и света — Юпитера, известного также под именем «отца дня» — Диспатера. Высказывалось и предположение, что когда-то у римлян существовала какая-то впоследствии забытая примитивная мифология.

Множество индивидуальных посвящений тому или иному римскому божеству с обетами и благодарностями за исцеление, избавление от опасности, освобождение от рабства, сделанных «вследствие видения», «сна», «по приказу бога», показывает, что присутствие наиболее чтимого божества ощущалось верующим постоянно, значит, его потребность в общении с богом удовлетворялась, причем не в результате соблюдения сухих ритуальных предписаний, а именно в результате соответствующего эмоционального настроя. Он поддерживался множеством освященных мест — алтарей, часовен, храмов, значительную часть которых верующие на свой счет, своим трудом сооружали и украшали коллективно или индивидуально, а также праздниками, различными обрядами (большое место среди них по-прежнему занимали различные очистительные обряды, жертвоприношения, совместные сакральные трапезы), отправлением верующими различных неофициальных и полуофициальных жреческих должностей, при местах культа, в фамилиях, коллегиях, селах, пагах, городах.

Римская религия приспосабливалась к новым требованиям, к условиям большого города, жителям которого были понятнее торжественные и красочные формы культа, чем скромные сельские обряды. Несмотря на часто приписываемый ей сухой формализм, римская религия, не отступая от своих основ, осваивала то новое, что подсказывалось обстоятельствами, и не теряла власть над умами граждан. Полибий, описывая римские институты и обычаи, особенно отмечал религиозность римлян, пронизывавшую всю их общественную и частную жизнь, с наивностью просвещенного эллина объяснял такую приверженность богам сознательной политикой государства, стремлением держать в повиновении толпу.

Участие в культе своего коллектива было делом в прямом смысле общественным, а эмоции, вера, мысли — делом личным. В этом смысле тогдашнее отношение к религии не отличалось от отношения римлян ко многим другим сторонам жизни. Так, раб и сын были обязаны повиноваться господину и отцу, гражданин — магистратам и законам, но никто не требовал, чтобы раб любил господина, сын — отца, гражданин — консула и сенат. Напротив, считалось естественным, что раб ненавидит господина, сын тяготится властью отца, а плебс враждует с сенатом. Религия, связывавшая человеческие коллективы, была органической частью порожденной ими римской системы ценностей, но она не была человеку силой, движущей его поступками, этикой, мировоззрением. Его моральный кодекс основывался на «нравах предков», на «римском мифе», на сознании, что свободнорожденный не должен поступать, как раб. Поворот наступил в эпоху Империи, когда попытки консервировать старую систему ценностей наткнулись на все более подрывавшие ее тенденции.

Религия эпохи Империи представляет собой чрезвычайно сложное явление, столь же неоднородное, как неоднородна была сама Римская империя с входившими в ее состав народами, племенами, различными социально-экономическими укладами, различными классами и социальными слоями. К тому же она не оставалась неизменной, a эволюционировала под влиянием эволюции общественной структуры и политики правительства. Огромную роль, и чем далее тем более, играла теперь официальная пропаганда, имевшая своих сторонников и противников, отвечавших на нее поисками своих, новых путей.

Императорский культ имел различные формы организации и иерархию жрецов. Высшее место занимали жрецы целой провинции, возглавлявшие тесно связанные с императорским культом провинциальные собрания из местной знати. Должность такого временного или пожизненного жреца возвеличивала карьеру местного богатого и знатного деятеля, отправлявшего все почетные должности в одном или нескольких городах, лично известного наместнику провинции или даже самому императору. В городах были свои представители императорского культа из числа лиц, прошедших всю лестницу муниципальных должностей. Кроме того, им были заняты коллегии севиров-августалов, обычно состоявшие из богатых плебеев и вольноотпущенников. Последние, не имея права занимать муниципальные должности, вовлекались таким путем в муниципальную жизнь и тратили большие деньги на постройку храмов, организацию праздников, игр, раздачи народу. Большой активностью в распространении императорского культа отличались императорские отпущенники и рабы, особенно занятые в администрации. Они содействовали организации в различных местностях предназначенной в основном для широких масс, так называемой Большой коллегии почитателей императорских Ларов и Изображений.

Часто посвящения императору совмещались с посвящением другим богам, особенно Юпитеру. Боги именовались Августами, богини Августами, a императоры и их жены изображались с атрибутами богов и богинь. Божество рассматривается уже не как покровитель коллектива, а как личный покровитель своего почитателя, к которому он обращается со всеми своими нуждами, ждет его указаний, надеется получить бессмертие. Однако это противоречие только кажущееся. Человек, лишившись дававших ему некоторую опору общинных связей, одинокий в новых для него условиях, искал помощи у божества, самого, с его точки зрения, могущественного или, по крайней мере, могущего быть посредником между ним и верховным богом.

Так как все императоры, начиная с Августа, были главами римского культа, великими понтификами, они могли по своему усмотрению вводить или реформировать тот или иной культ. Религия все больше сливается с философскими направлениями, распространенными среди высших классов и интеллигенции; в первые два века наиболее популярным из них был стоицизм, пытавшийся ответить на главные вопросы эпохи.

Оригинальная работа

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Культура Древнего Рима — неотъемлемая часть европейской культуры средних веков.

Многоязычная и многоликая римская историография IV — первой половины VII в., включающая труды греческих, сирийских, латинских, коптских, армянских и других авторов, необычайно пестрая по своей политической и религиозной окраске, с большой наглядностью отразила всю сложность социально-политической борьбы в Риме этой переходной эпохи.

В историографии, как и в жизни, происходили острые столкновения двух идеологических течений — идеологии уходившего рабовладельческого мира и идеологии нарождавшегося феодального общества, несшей семена прогресса, но вместе с тем уже скованной мертвящим дыханием христианской церковности.

У историков, принадлежавших к этому направлению, сохранялись научное понимание мира, хорошее знание жизни соседних племен и народов, античные философские представления, высокое ораторское искусство, чистота греческого языка.

Ранняя история Рима во многом остается для нас загадкой.

«Город Рим, насколько мне известно, основали и вначале населяли троянцы, которые, бежав под предводительством Энея из своей страны, скитались с места на место, а с ними и аборигены, дикие племена, не знавшие ни законов, ни государственной власти, свободные и никем не управляемые».

До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего.

Актуальность темы исследования заключена в том, что проблема культуры в истории Древнего Рима имеет очень глубокие корни, очень сложна и многовариантна. На протяжении столетий мыслители пытались найти её своеобразие, рисовали различные схемы взаимодействия светской и духовной власти.

1. Периодизация государства Древнего Рима 6

2. Римское право 8

3. Римская наука 10

4. Религиозные представления римлян 12

5. Римское искусство 14

6. Характер культуры и консервативная мораль римлян 17

7. Распад Римской империи и его духовные последствия 19

8. Наследие древнеримской культуры 22

Список литературы

1. Византийская империя // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VIII.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

3. Каждан А. П. Византийская культура (Х-ХII вв.). СПб., 1998.

4. Ковалев С. И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное/Под ред. проф. Э. Д. Фролова . — СПб.: ООО «Издательство «Полигон». — 2002

5. Колесникова И. В, Краткий очерк истории античной культуры// Запад и восток. Традиции и современность. М., 1993.

6. Колпакова Г. С. Искусство Византии. В 2-х кн. СПб., 2004.

7. Кузищин В. И. и др. История древнего Рима, М., 1994.

8. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. Том 1. Учебник Издательство: Эксмо. 2000.

9. Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству / С. М. Петкова . — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007

10. Утченко С. Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики. М., 1952

11. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 2002.

12. Чекалов Д. А. , Кондратов В. А. История мировой культуры. Конспект лекций. -Ростов н/Д: Феникс, 2005.

13. Чистякова Н. А. , ВулихН. В. История античной литературы. К., 2002.

Очерк становления древнеримской цивилизации. Анализ культурного наследия, оставленного искусством VI-I вв., до н.э. Обзор памятников архитектуры в периоды ранней и поздней империй. Явления духовной организации и мифологических мотивов римской эпохи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Становление древнеримской цивилизации, ее ментальные основы, самобытность и характерные черты, духовное развитие, кризис и упадок. Особенности древнеримской архитектуры разных периодов, типы общественных сооружений. Шедевры архитектуры Древнего Рима.

Древнеримская культура как составная часть античной культуры. Царский период этрусской культуры, периоды Республики и империи. Анимистический характер ранней римской религии. Истоки римской историографии, развитие философии, архитектуры, правоведения.

Ментальные основы и характерные черты древнеримской культуры и цивилизации. Культура этрусков как один из истоков древнеримской культуры. Экономика, архитектура, искусство, литература, религия Древнего Рима периода Республики и периода империи.

Древний Рим как одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Территориальные группы памятников культуры Древнего Рима, подтверждение его основания, инженерные сооружения и общественные постройки, особенности римской погребальной архитектуры.

История древнеримской цивилизации. Основные этапы истории древнеримской культуры. Главные особенности культа семейно-родовых духов-покровителей. Культ гениев императоров. Христианство в римской империи. Архитектура и монументальная настенная живопись.

Влияние на формирование древнеримской культуры художественных ценностей и традиций двух великих культур античного мира: этрусков и греков. История величайших творений в области архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, религии Древнего Рима.

Особенности древнегреческой религии. Архитектура Древней Греции. Главные черты дорического стиля. Основы греко-римской поэзии. Литература и искусство эпохи эллинизма. Эллинистическая наука и философия. Культура Древнего Рима. Жанр высокой трагедии.

История Римской цивилизации, поклонение богам. Основные архитектурные типы. Аппиева дорога, акведуки, виадуки, термы, триумфальные арки. Пантеон как храм всех богов. Изобразительное искусство Древнего Рима. Скульптурный портрет, настенные фрески, мозаика.

Возникновение древнеримской цивилизации: мифология, этрусские легенды. Искусство и творчество римлян. Ведущая роль архитектуры — эпоха мирового зодчества. Символика и аллегория римского скульптурного портрета. Латинская проза и поэтическое творчество.

Классификация объектов культурного наследия и оценка их современного состояния. Комплекс мер по сохранению памятников культурного наследия, роль законодательных, экономических и экологических факторов. Основные современные методы сохранения памятников.


Статьи по теме