Конспект Урока Носов Кукла 7 Класс

      Комментарии к записи Конспект Урока Носов Кукла 7 Класс отключены

Конспект Урока Носов Кукла 7 Класс.rar
Закачек 2768
Средняя скорость 9992 Kb/s

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Урок по литературе для 7 класса учителя МБОУ Калиновская СОШ Людмилы Петровны Лазневой.

Тема урока: Е.И. Носов. Слово о писателе. “Кукла.” Нравственные проблемы рассказа.

Цели урока : показать важность и актуальность нравственных проблем, поставленных писателем;

углубить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;

совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;

формировать навыки проблемного анализа текста (умение выделить нравственные проблемы и дать обоснование их решения);

развивать навыки анализа литературного текста;

формировать умение самостоятельно делать суждения и выводы по прочитанному литературному тексту;

развитие творческих способностей учеников.

Урок-исследование нравственных проблем, созвучных нашему времени.

Оборудование урока: портрет писателя, выставка книг, интерактивная доска.

Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве Евгения Носова с использованием презентации.

Носов.Е.И. родился в 1925 году в селе Толмачево, недалеко от Курска. Отец – рабочий. Носов окончил восемь классов школы. Участвовал в Великой Отечественной войне, на подступах к Кенисбергу был тяжело ранен, награжден орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте.

Ранние повести и рассказы Н. посвящены труженикам села, русской природе. Первая книга «На рыбачьей тропе» (1958) – сборник рассказов, в которых картины природы соединяются с бытовыми зарисовками и раздумьями героев, живущих часто воспоминаниями о войне.

Почему это важно для писателя? Вспомните автобиографию, прочитанную в учебнике.

Одна из центральных тем творчества писателя — тема детства. Дети в произведениях Н.- продолжение своих родителей, скромные, незаметные маленькие труженики. Аполошка из рассказа «В чистом поле, за проселком» возродил в своем селе кузнечное дело.

Рассказы Носова о природе и животных «Белый гусь», «Слепой карась» демонстрируют особую художественную выразительность стиля.

Подробно останавливаюсь на рассказах «Белый гусь» и «Радуга».

Можно сказать, что в рассказе «Кукла» запечатлены человек и природа? (Учащиеся дают утвердительный ответ).

Действительно, сам автор тоже так думал, поэтому в начале назвал рассказ «Акимыч». Но потом, очевидно, понял, что-то более важное в рассказе, и переименовал его в «Куклу». Может быть, то, что, вы увидите и услышите, поможет вам догадаться, почему так поступил автор.

(Появляется девочка в образе куклы;

Чтение сочинения, написанного ученицей).

Кукла—это мир человека,это часть его жизни.

Вывод: значит в рассказе показан мир, в котором живет человек и отношение его к этому миру. Поэтому автор решает в нем нравственные проблемы.

Прежде, чем начать проблемный анализ рассказа, давайте вспомним,что мы называем проблемой?

Ответ: проблема – вопрос, требующий неоднозначного ответа.

— Какие проблемы вы увидели в данном рассказе?

—Отношение человека к природе,;

— отношение человека к окружающим людям;

— как человеку прожить свою жизнь?

—Какое значение имеет начало рассказа?

(Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небрежного к природе, небрежного к истории.)

—С какой целью автор обращается к теме войны?

(Автор и Акимыч – фронтовики. Последствия контузии Акимыча сказываются на его здоровье.)

—В какой момент появляется ощущение тревоги в рассказе?

(Когда автор находит « обгорелый шалаш Акимыча». Этот шалаш кто-то сжег от нечего делать.)

Прочтите описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик,идя

вслед за Акимычем:

—какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины?

— Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой?

—Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего?

(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».)

— Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?

— О кукле ли горюет Акимыч?

— Как вы понимаете слова Акимыча:”Всего не закопать»?

Делают выводы по проблематике рассказа, связывая их с современностью.

Прочитать рассказ Носова «Живое пламя» и ответить на вопросы (стр. 176-179).

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Тема урока. Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Методические приемы: кластер, словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы.

1. Организационный момент.

Сегодня мы будем работать не в обычных тетрадях, а на опорных листах. Все необходимые записи вы будете вести на них.

Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?

(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)

Поставьте в правом верхнем квадрате оценку, на которую вы готовы сегодня работать.

Предлагаю вам прослушать песню «Старая кукла» и подумать над вопросом: Что общего между содержанием песни и произведением Носова «Кукла»?

(И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»? Для ответа на вопрос, составьте, пожалуйста, кластер.

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

По-японски КУКЛА — НИНГЁ, то есть «образ человека».

Итак, тема нашего урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

Запишите ее в опорный лист.

Что такое рассказ?

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Герой рассказа кто? (Акимыч, автор)

Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?

(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

Сегодня на уроке мы продолжим размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)

Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова:

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

3. Осмысление новой информации.

С чего начинается рассказ?

(с описания природы)

— Почему автор начинает рассказ с описания природы?

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?

Работать будете в группах. На выполнение задания – 5 минут.

Попросить зачитать отрывки.

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.

Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».

( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)

«Поехал и не узнал реки.

Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

( вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)

Что и чему противопоставлено в этих отрывках?

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

Кто виноват в трагическом состоянии природы?

Почему люди? Какие они?

(Люди стали жестокими и бессердечными).

О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)

Работа со словарем Ожегова.

2. Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого

3. Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

4. Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь

( из «Словаря русского языка»

Зачитайте описание куклы.

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

— Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

— А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Как вы относитесь к этому?

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

(«Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха. Эх.

Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же

молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и

опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.

И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

— Всего не закопать.

— Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

— Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

Так кто же должен бороться со злом?

Как называют человека, который не хочет замечать зло?

К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского:

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.

Если ты слеп, если душа твоя глуха…

Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти.

Какими мы должны быть? ( неравнодушными, милосердными).

Я желаю вам добра, внимания и мира.

Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?

2. Нарисуйте обложку к книге Носова «Кукла».

3. Напишите письмо людям от имени куклы.

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя.

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит, Некуда от странной мысли деться:

и разлуки не поймет она. это не игрушка, не пустяк,—

Так хоть этой крохотной потерей это, может быть, обломок детства

дотянулась до нее война. на железных скрещенных путях.

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

Продолжите, пожалуйста, предложения.

1. Самое главное в жизни….

2. Нельзя прожить без…

3. На уроке я задумался о…

4. В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Носова «Кукла» содержит элементы технологии критическоо мышления через чтение и письмо

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Тема урока. Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Методические приемы : кластер, словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы.

Сегодня мы будем работать не в обычных тетрадях, а на опорных листах. Все необходимые записи вы будете вести на них.

Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?

(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)

Поставьте в правом верхнем квадрате оценку, на которую вы готовы сегодня работать.

Предлагаю вам прослушать песню «Старая кукла» и подумать над вопросом: Что общего между содержанием песни и произведением Носова «Кукла»?

(И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»? Для ответа на вопрос, составьте, пожалуйста, кластер.

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

По-японски КУКЛА — НИНГЁ, то есть «образ человека».

Итак, тема нашего урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

Запишите ее в опорный лист.

Что такое рассказ?

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Герой рассказа кто? (Акимыч, автор)

Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?

(Б рошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

С егодня на уроке мы продолжим размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)

Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова:

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»

  1. Осмысление новой информации.

С чего начинается рассказ?

(с описания природы)

— Почему автор начинает рассказ с описания природы?

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?

Работать будете в группах. На выполнение задания – 5 минут.

Попросить зачитать отрывки.

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают п о следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с б е лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был ус ы пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже со з давали ощущение праздничности и радости бытия».

( пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия ». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, п о казывает через них гармонию в природе .)

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах зат я нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

( вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный с е рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представи в шейся нашему взору картины . Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)

Что и чему противопоставлено в этих отрывках?

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

Кто виноват в трагическом состоянии природы?

Почему люди? Какие они?

(Люди стали жестокими и бессердечными ).

О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)

Работа со словарем Ожегова.

  1. Глумиться-издеваться
  2. Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого
  3. Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
  4. Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь

( из «Словаря русского языка»

Зачитайте описание куклы.

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

— Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

— А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Как вы относитесь к этому?

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

(«Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

Акимыч воспринимает глумление над куклой, к ак серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. « Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски .)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки , за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству . Вот и тут: сколько мимо прошло учеников ! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят . Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха. Эх.
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
— Всего не закопать.

— Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

— Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

Так кто же должен бороться со злом?

Как называют человека, который не хочет замечать зло?

К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского :

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.

Если ты слеп, если душа твоя глуха…

Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти.

Какими мы должны быть? ( неравнодушными, милосердными).

Я желаю вам добра, внимания и мира.

Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки?

2. Нарисуйте обложку к книге Носова «Кукла».


Статьи по теме