Конспект Логопедического Занятия Насекомые

      Комментарии к записи Конспект Логопедического Занятия Насекомые отключены

Конспект Логопедического Занятия Насекомые.rar
Закачек 3280
Средняя скорость 7441 Kb/s

Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе.

Предварительный просмотр:

— активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

— упражнять детей в подборе слов-антонимов;

— продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;

— учить составлению предложений с предлогами пространственного

— совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;

— закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по

— развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

— воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема для составления описательного рассказа насекомого, предметная картинка и картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и «Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.

Логопед и дети входят в группу.

— Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

II. Подбор слов-антонимов.

— Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч

обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором

Комар злой, а бабочка, наоборот, — добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

  1. Актуализация знаний:
  1. – Дети , как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?

— Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что

холодно, они спят)

— Когда же появляются насекомые на улице? (весной)

— Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих

  1. – Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю

— Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Не птица, а с крыльями,

Над цветком летает,

Медок собирает (пчела).

Логопед показывает игрушку «Пчёлка»

— Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).

  1. Образование притяжательных прилагательных.

На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.

— Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных насекомых!

Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.

— Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное,

пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).

Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.

  1. Отработка пространственных предлогов в предложениях.

1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)

— Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

— Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается муравей)

— Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)

— Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)

— Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)

— Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)

— Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом пролетает

2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами 9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что изменилось).

— Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и ульем.

VI. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

— Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка – две божьи коровки – три божьи коровки – четыре божьи коровки – пять божьих коровок).

— Мы немного устали. Встанем и отдохнем.

Прилетала к нам вчера

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

От усталости упали.

  1. Подбор эпитетов к существительному:

— Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)

— А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму)

— С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед

— Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая,

— О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое

называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед

одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:

Села пчелка на цветок,

Подлетает к ней комар:

— Что ты ищешь там?

— А тебе не надоело,

не наскучило искать?

— Нет, тому, кто занят делом,

просто некогда скучать!

  1. Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.

— Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой

Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает «Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети угадывают).

— Правильно, это стрекоза!

X. Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.

Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со

схематическим изображением стрекозы.

— Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них

Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!

На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».

— Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться домой.

Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети прощаются).

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

МАДОУ «Детский сад №242»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

Лексическая тема «Насекомые».

Храмова Раушания Жаудатовна.

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.

Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.

Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Развивать музыкально-эстетическое восприятие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?

— Правильно. А чем питаются птицы?

— Птицы питаются семенами и зернышками.

— Птицы питаются насекомыми.

II Развитие неречевого дыхания.

У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

III Вводная беседа. — А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?

— На моей лужайке спрятался муравей.

— На моей лужайке спряталась стрекоза.

(кузнечик, жук, комар.)

— Как назвать одним словом?

— Кто такие насекомые?

Это крошечные животные, у которых шесть лапок.

— Из каких частей состоит тело насекомых?

— У насекомых есть голова, грудь, брюшко.

— Почему некоторые насекомые ярко окрашены?

— Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

IV Развитие лексико-грамматических категорий.

— Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

— Комар звенит, а комары звенят.

— Кузнечик и кузнечики?

— Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

— Жук жужжит, а жуки жужжат.

— Сверчок и сверчки?

— Сверчок свистит, а сверчки свистят.

— Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

— Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

— Жук летает, а жуки летают.

— Муравей ползает, а муравьи ползают.

— Пчела летает, а пчелы летают.

— Бабочка порхает, а бабочки порхают.

— Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха — мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .

Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

— Муравей питается вредными насекомыми.

— Чем питается муха?

— Муха питается остатками пищи человека.

— Чем питается пчела?

— Пчела питается нектаром цветов.

— Чем питается кузнечик?

— Кузнечик питается вредными насекомыми.

— Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

— Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

— Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

— Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

— Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

— Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

— Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?

— На поляне две стрекозы.

— Сколько на поляне муравьев?

— На поляне три муравья.

— Сколько на поляне мотыльков?

— На поляне пять мотыльков.

— Сколько на поляне кузнечиков?

— На поляне один кузнечик.

— Сколько на поляне жуков?

— На поляне два жука.

— Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).

Как вы думаете, кто к нам прилетел?

— Я думаю, что прилетел комар.

— Я думаю, что прилетел шмель.

— Я думаю, что прилетела муха.

— Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.

— Шмель большой, полосатый.

— Муха вредная, назойливая, надоедливая.

Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.

Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.

Прилетела к нам вчера ( дети бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

Полосатая пчела , ( загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза ( показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали ( бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали. ( Приседают на ковер.)

— Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?

— Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

— Может быть она под листом?

— Под листом нет гусеницы.

— Может быть она на цветке?

— На цветке нет гусеницы.

— В норке нет гусеницы.

— Над травой нет гусеницы.

— Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

— Это короткие слова. Они пишутся раздельно.

— Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.

V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).

— Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?

Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

— Куда мы сегодня совершили путешествие?

— Мы совершили путешествие на лесную полянку .

— В кого превратилась гусеница?

— Гусеница превратилась в бабочку.

— Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?

— Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.

Елена Проникова
Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительного возраста группы компенсирующей направленности по лексической теме «Насекомые«.

ЦЕЛЬ: Расширить и уточнить знания детей о насекомых, выделять их характерные и отличительные признаки.

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: презентация по этой теме, предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку.

(Слайд 3 «Чудесная полянка»)

Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

(Слайд 4 «Муха-Цокотуха»)

Ребята, посмотрите, на нашей чудесной поляне кто-то появился. Чтобы узнать, кто это надо угадать название сказки, отрывок из которой, я вам сейчас прочитаю.

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,

Букашечки с мотыльками.

С бабочками пляшут

Что же это за сказка?

Логопед: А кто герои этой сказки?

Дети: Насекомые.

Логопед: Правильно, ребята. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т. д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово-действие” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т. д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Ребенок. Красивая, разноцветная, прекрасная и т. д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки. (Слайд 10, 11, 12)

Снегирь, жук, бабочка, стрекоза.

Муравей, свинья, бабочка, кузнечик.

Бабочка, муха, гусеница, пчела.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

5. “Давайте посчитаем” — согласование числительных с существительными.

Посчитать сколько божьих коровок вылетает. (Слайд 14)

У каждого ребенка картинка с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”. Придумать предложения по картинке.

Слайд с изображением поляны (слайд 15)

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т. д.

7. Помоги насекомым собраться вместе.

Насекомых, в названии которых, два слога помести на красный цветок, а в названии которых три слога на зеленый листок.

8. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

-Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

9. Итог занятия.

Логопед: Ребята, расскажите, что вам больше всего понравилось?


Статьи по теме