Конспект Лекций по Макроэкономике

      Комментарии к записи Конспект Лекций по Макроэкономике отключены

Конспект Лекций по Макроэкономике.rar
Закачек 2425
Средняя скорость 8577 Kb/s

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом

дохода от продаж и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

где I — производные (стимулированные) инвестиции; h — коэффициент акселерации;

∆Y — изменение дохода.

Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе па средства производства, производящие эту продукцию.

Инвестиционный акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двусторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, по и в их сокращении.

Существенным дополнением к сказанному о состоянии общего экономического равновесия может быть IS-LM — анализ . Он основывается на состоянии общего экономического равновесия, соответствующего как равенству инвестиций и сбережений, так и равновесию на денежном финансовом рынке.

Тема 6. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики .

1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п.

2. Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики.

3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между

одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро.

5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства. В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества.

Важнейшей функцией государства остается удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми пользуются поровну все граждане страны, они получили название «общественных товаров».

Общественные товары – товары, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны. Они оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Их главными признаками являются:

 нераздельность в производстве;  неисключаемость из потребления;

 неконкурентоспособность на рынке.

В западной экономической науке заметно выделяются кейнсианская и монетаристская модели государственного регулирования , а также модель политики предложения.

Основу кейнсианской модели составляет воздействие государства на совокупный спрос в целях стимулирования экономического роста.

Модель политики предложения появилась в середине 70-х гг.

прошедшего столетия как реакция на кейнсианскую модель. К этому времени обнаружилось, что глубокие циклические кризисы могут сочетаться со структурными кризисами – такими, как энергетический, сырьевой, экологический. В отличие от кейнсианской, эта модель предполагает воздействие государства не на совокупный спрос, а на совокупное предложение.

Монетаристская модель предполагала воздействие государства на экономику через ограничение им денежной массы по схеме: сужение денежной массы сокращение совокупного спроса снижение инфляции и

стабилизация цен → структурная перестройка экономики повышение производительности факторов производства рост производства.

Инструменты государственного воздействия на экономику можно подразделить на средства прямого и косвенного действия.

Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может преодолеть цикличность воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями, постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

Тема 7. ФИНАНСОВАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМЫ

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Важной особенностью денежных средств, выступающих в роли финансов, является то, что они предстают как денежные ресурсы, то есть как потенциальные платежные средства.

Вот почему о финансах говорят как о денежной форме ресурсов производства и потребления.

Эти ресурсы могут быть у государства в лице его центральных, региональных и местных органов, у предприятий и организаций, у семей (домохозяйств). Причем они способны перемещаться от одного субъекта к другому, характеризуя финансовые отношения.

Финансовые отношения возникают по поводу образования, накопления, распределения и использования свободных денежных средств (денежных ресурсов).

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Сущность финансов проявляется в их функциях : распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает

условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи). Силовое изъятие части доходов граждан объективно необходимо в интересах этих же граждан.

Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансовокредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Финансовый рынок включает денежный рынок и рынок капиталов .

Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учётный, межбанковский и валютный рынки, а также рынок деривативов.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Для превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура – кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности.

Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система.

В современной кредитной системе выделяются три основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитнофинансовые институты.

Совместно с центральным банком коммерческие банки регулируют

массу денег в обращении.

Тема 8. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной

(антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги;

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики : 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К

автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог

(включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

В современной экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Налоги выполняют следующие функции : регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Основными источниками доходов государства являются:

— налоги (включая взносы на социальное страхование)

— прибыль государственных предприятий

— сеньораж (доход от эмиссии денег)

— доходы от приватизации.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю,


Статьи по теме