Гризик Обучение Грамоте скачать

      Комментарии к записи Гризик Обучение Грамоте скачать отключены

Гризик Обучение Грамоте скачать.rar
Закачек 944
Средняя скорость 6092 Kb/s

Гризик Т. И.

Г83 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте :

метод, пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Кли-манова, Л. Е. Тимощук. — М. : Просвещение, 2006. — 94 с. : ил. — (Скоро в школу). — I8ВN 5-09-014411-7.

В пособии представлена система занятий по развитию речи, пер­воначальному знакомству с буквами и подготовке к письму детей старшего дошкольного возраста. Книга адресована педагогам до­школьных учреждений и групп подготовки к школе, а также может быть использована в рамкахсемейного воспитания.

УДК 372.3/.4 ББК 74.102

I8ВN 5-09-014411-7

Издательство * Просвещение», 2006Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2006Все права защищены

Обучение чтению.. 5

2. Образ буквы. 6

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.. 13

И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ.. 13

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.. 13

Занятие 1. Звуки вокруг нас. 13

Занятие 2. Слово. 15

Занятие 3. Звук [а] и буква Аа. 17

Занятие 4. Звук [у] и буква Уу. 19

Занятие 5. Звук [и] я буква Ии. 21

Занятие 6. Звук [э] и буква Ээ. 23

Занятие 7. Звук [о] и буква Оо. 24

Занятие 8. Звук [ы] и буква ы.. 26

Занятие 9. Слог. 29

Занятие 10. Ударение. 31

Занятие 11. Предложение. 33

Занятие 12. Звуки [м — м’] и буква Мм.. 36

Задание 13. Звуки [н — н’] и буква Нн. 39

Занятие 14. Звуки [б — б’] и буква Бб. 42

Занятие 15. Звуки [п — п’] и буква Пп. 44

Занятие 16. Звук П] и буква Йй. 46

Занятие 17. Сочетание звуков []а] и буква Яя. 48

Занятие 18. Сочетание звуков Цу] и буква Юю.. 51

Занятие 19. Сочетание звуков []о] и буква Её. 53

Занятие 20. Сочетание звуков []э] и буква Ее. 56

Занятие 21. Звуки [в — в’] и буква Вв. 58

Занятие 22. Звуки [ф — ф’] и буква Фф.. 60

Занятие 23. Звуки [т — т’] и буква Тт. 62

Занятие 24. Звуки [д — д’] и буква Дд. 64

Занятие 25. Звуки [к — к’] и буква Кк. 66

Занятие 26. Звуки [г — г’] и буква Гг. 68

Задание 27. Звуки [х — х’] и буква Хх. 71

Занятие 28. Звуки [с — с’] и буква Сс. 73

Занятие 29. Звуки [з — з’] и буква Зз. 75

Занятие 30. Звук [ц] и буква Цц. 77

Занятие 31. Звук [ш] и буква Шш.. 79

Занятие 33. Звук [ч] и буква Чч. 83

Занятие 34. Звук [щ] и буква Щщ.. 85

Занятие 35. Звуки [л — л’] и буква Лл. 87

Занятие 36. Звуки [р — р’] и буква Рр. 89

Занятие 37. Буквы ь и ъ (мягкий и твердый знаки) 91

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Одной из характерных тенденций развития современ­ного образования в нашей стране является снижение воз­раста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреж­дений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как рань­ше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).

Грамота — это овладение умением читать и писать тек­сты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предло­жений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной ре­чью.

Письменность — величайшее изобретение человечест­ва, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечива­ет общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение род­ным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и пись­мо — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профи­лактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное прого-варивание), знание зрительных образов букв и умение со­относить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого раз­вития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения гра­моты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть уме­ний формировать в старших группах детского сада.

2-е изд., испр. — М.: 2017 — 96 с.

Книга «Обучение грамоте детей 5-7 лет» является последовательным продолжением методического пособия «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет». В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий по обучению грамоте детей 5-7 лет. Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. Рекомендуем данное методическое пособие использовать с рабочей тетрадью для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы». Пособие и рабочая тетрадь адресованы воспитателям ДОО, родителям, гувернерам — всем, кто готовит детей к школе.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ 10
КРАТКИЕ СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ 16
Занятие 1. Обследование фонематического слуха 16
Занятие 2. Мир звуков. Звуки речи 17
Занятие 3. Гласный звук [а], буква А, а 17
Занятие 4. Гласный звук [а], буква А, а 19
Занятие 5. Гласный звук [о], буква О, о 20
Занятие 6. Гласный звук [о], буква О, о 22
Занятие 7. Гласный звук [ы], буква ы 23
Занятие 8. Гласный звук [ы], буква ы 25
Занятие 9. Гласный звук [и], буква И, и 26
Занятие 10. Гласный звук [и], буква И, и 28
Занятие 11. Гласный звук [у], буква У, у 29
Занятие 12. Гласный звук [у], буква У, у 31
Занятие 13. Согласные звуки [н], [н’], буква Н, н 32
Занятие 14. Согласные звуки [н], [н’], буква Н, н 33
Занятие 15. Согласные звуки [м], [м’], буква М, м 34
Занятие 16. Согласные звуки [м], [м’], буква М, м 35
Занятие 17. Согласные звуки [т], [т’], буква Т, m 36
Занятие 18. Согласные звуки [т], [т’], буква Т, m 38
Занятие 19. Согласные звуки [к], [к’], буква К, к 38
Занятие 20. Согласные звуки [к], [к’], буква К, к 39
Занятие 21. Согласные звуки [р], [р’], буква Р, р. Слог — часть слова 40
Занятие 22. Согласные звуки [р], [р’], буква Р, р 42
Занятие 23. Согласные звуки [л], [л’], буква Д л 43
Занятие 24. Согласные звуки [л], [л’], буква Л, л 44
Занятие 25. Согласные звуки [в], [в’], буква В, в 45
Занятие 26. Согласные звуки [в], [в’], буква Д в 45
Занятие 27. Согласные звуки [с], [с’], буква С, с 46
Занятие 28. Согласные звуки [с], [с’], буква С, с 47
Занятие 29. Согласные звуки [п], [п’], буква 77, п 48
Занятие 30. Согласные звуки [п], [п’], буква П, п 50
Занятие 31. Согласные звуки [з], [з’], буква 3, з 50
Занятие 32. Согласные звуки [з], [з’], буква 3, з 51
Занятие 33. Согласные звуки [б], [б’], буква Б, б 52
Занятие 34. Согласные звуки [б], [б’], буква 7>, б 53
Занятие 35. Согласные звуки [д], [д’], буква Д, д 54
Занятие 36. Согласные звуки [д], [д’], буква Д, д 55
Занятие 37. Согласный мягкий звук [й’], буква Й, и 56
Занятие 38. Согласный мягкий звук [й’], буква Й, и 57
Занятие 39. Буква Я, я в начале слова 58
Занятие 40. Буква Я,я — показатель мягкости согласных звуков 60
Занятие 41. Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г 60
Занятие 42. Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г 63
Занятие 43. Согласный мягкий звук [ч’], буква Ч, ч 64
Занятие 44. Согласный мягкий звук [ч’], буква Ч, ч 65
Занятие 45. Согласный твердый звук [ш], буква 777, ш 66
Занятие 46. Согласный твердый звук [ш], буква 777, ш 68
Занятие 47. Гласный звук [э], буква Э, э 69
Занятие 48. Гласный звук [э], буква Э, э 70
Занятие 49. Буква Е, е в начале слова 71
Занятие 50. Буква Е, е — показатель мягкости согласных звуков 72
Занятие 51. Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж 73
Занятие 52. Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж 75
Занятие 53. Согласные звуки [х], [х’], буква X, х 76
Занятие 54. Согласные звуки [х], [х’], буква X, х 78
Занятие 55. Буква Ю, ю в начале слова 79
Занятие 56. Буква Ю, ю — показатель мягкости согласных звуков 80
Занятие 57. Обследование детей на конец года 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение 1. Пальчиковая гимнастика 83
Приложение 2. Сказки Г. Юдина 85
Список использованной и рекомендуемой литературы 92

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Предварительный просмотр:

Принято на заседании Утверждаю:
Педагогического совета. Протокол № 6 Заведующая МДОУ
от 01.09.2014г. «Детский сад № 5»
Антонова Л.В.

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ «ГРАМОТЕЙКА»

для детей дошкольного возраста 6-7 лет
срок реализации 1 год

Составители:
воспитатели:
Демина С.В.
Саламаткина Е.В.

го Саранск 2014

Утверждаю
Заведующая МДОУ
«Детский сад № 5»
Антонова Л.В………………………..
……………………………………….

РАБОЧАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
«ГРАМОТЕЙКА »

Срок реализации: 1 год

Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.

Формирование навыка осознанного грамотного чтения.

  • Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.
  • Формировать навык слогослияния.
  • Обучать грамотному, осознанному чтению.
  • Формировать языковой анализ и синтез слов.
  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Развивать графомоторные навыки.
  • Формировать навык самоконтроля.
  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
  1. Пояснительная записка:
  • актуальность
  • цели и задачи программы
  • возрастные особенности детей 6-7 лет
  • методы работы
  • структура и форма проведения занятий
  • перечень используемого материала
  1. Ожидаемые результаты:
  • требования к уровню знаний детей подготовительной к школе группы
  • диагностическая карта уровня развития навыка чтения
  1. План работы кружка по обучению чтению «Грамотейка»:
  • календарно-тематическое планирование и содержание изучаемого курса
  1. Используемая литература и интернет-ресурсы.

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

По утверждению А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10 от 15.05.2013.
  • «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Цель : формирование навыка осознанного грамотного чтения.

  • Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.
  • Формировать навык слогослияния.
  • Обучать грамотному, осознанному чтению.
  • Формировать языковой анализ и синтез слов.
  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Развивать графомоторные навыки.
  • Формировать навык самоконтроля.
  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом принципов : научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В содержание программы заложена возможность реализации следующих
психолого – педагогических технологий : коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ребенок:

  • Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
  • Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
  • Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
  • Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
  • Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
  • Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Обучение чтению ведётся по трём направлениям :

– аналитико ‑ синтетическое (побуквенное) чтение;

Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:

1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.

3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

5. Обучение осмысленному чтению предложений.

6. Обучение осмысленному чтению текстов.

На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.

Начиная с 3 этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения. Она включает:

1.Формирование понимания на уровне слова.

Работа на первом этапе направлена на расширение, обогащение, активизацию, актуализацию словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением.

2.Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.

Работа на втором этапе направлена на понимание грамматических и логико – грамматических отношений в предложно — падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. А так же на формирование понимания и анализа пословиц и поговорок, устойчивых выражений и фразеологических оборотов.

3.Формирование понимания на уровне текста.

На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста.

Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми — фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).


Статьи по теме