Государственное Регулирование Финансовых Рынков Курсовая

      Комментарии к записи Государственное Регулирование Финансовых Рынков Курсовая отключены

Государственное Регулирование Финансовых Рынков Курсовая.rar
Закачек 1942
Средняя скорость 3093 Kb/s

Методы воздействия государства на финансовый рынок, совершенствование его правового регулирования. Функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Министерства финансов. Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Подобные документы

Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг. Государственное регулирование и саморегулируемые организации рынка ценных бумаг. Основные проблемы регулирования, предложения по его совершенствованию. Развитие рынка ценных бумаг в России.

Понятие финансового рынка, его виды и функции. Основные участники финансового рынка. Структура современного финансового рынка. Депозитарий ценных бумаг. Общий механизм функционирования финансового рынка. Особенности формирования цен на финансовом рынке.

Понятие и характеристика ценных бумаг, их место в экономической системе государства. Основы федерального регулирования рынка ценных бумаг и его виды. Органы регулирования и контроля за деятельностью на РЦБ. Саморегулируемые организации на фондовом рынке.

Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка, особенности его функционирования. Саморегулирование и государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Анализ состояния и основные направления развития рынка ценных бумаг в РФ.

Характеристика роли и места ценных бумаг на финансовом рынке. Ознакомление с особенностями организации биржевых и внебиржевых рынков ценных бумаг. Исследование процесса кругооборота денежного и реального капиталов. Анализ структуры финансового рынка.

Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка. Изучение истории рынка ценных бумаг в России, характеристика законодательных основ его становления. Понятие, цели, задачи и функции, перспективны развития первичного рынка ценных бумаг в России.

История происхождения ценных бумаг, их классификация. Экономический и финансовый аспекты рынка ценных бумаг, особенности его регулирования. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке. Состояние и проблемы российского рынка ценных бумаг.

Виды деятельности, регулируемые на фондовом рынке РФ. Цели и задачи регулирования финансового рынка. Основные этапы развития регулирования российского финансового рынка. Целенаправленное государственное воздействие государства на финансовый рынок.

Революционные изменения в мировом финансовом рынке за последние три десятилетия. Основные цели государственной политики по развитию финансового рынка. Модели регулирования финансовых рынков. Этапы развития регулирования казахстанского финансового рынка.

Финансовый рынок как важнейшая часть рыночных отношений. Денежный рынок и рынок капитала вложения. Рынок ценных бумаг как часть современного финансового рынка. Фондовая биржа и биржевые системы. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и денег.

госрегфинрынкарф.doc

Функция управления рисками состоит в том, что финансовый рынок создает для экономических агентов механизмы и возможности, которые они могут использовать для управления рисками. Например: механизмы разделения, диверсификации рисков, механизмы взаимной нейтрализации рисков, а также передачи рисков финансовым посредникам. Эта функция способствует снижению финансовой неопределенности в экономике на основе оценки рисков и их перераспределения между участниками рынка.

Функция ценообразования заключается в следующем: в рыночной цене актива заложена информация, которая влияет на предпочтения инвесторов. Она создает возможность определять цены на финансовые активы и регулировать их в процессе совершения сделок. Таким образом, финансовый рынок представляет собой механизм, формирующий рыночную цену на капитал и финансовые инструменты.

Стоит отметить, что в наше время финансовый рынок осуществляет свою основную функцию – функцию финансового посредника, обеспечивающего инфраструктуру для перераспределения денежных средств и выполняющего дополнительные функции: инвестиционную, инновационную, спекулятивную, управления рисками и ценообразования.

Стоит отметить, что государство является активным участником финансового рынка, на котором правительственные структуры могут привлечь средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства являются самыми крупными заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляет путем продажи им государственных ценных бумаг на фондовых рынках.

На фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, сертификаты и т.д. Все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственными ценными бумагами исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

«В зависимости от цели выпуска различают:

  1. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета. Как правило для этой цели выпускаются среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги.
  2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Для этой цели выпускаются краткосрочные ценные бумаги.
  3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов.
  4. Ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга перед организациями и предприятиями. Такие виды ценных бумаг широко применялись в России в условиях систематических неплатежей, когда предприятия не платили в бюджет, а правительство не могло расплатиться по государственным заказам.»6

Государство на фондовом рынке выступает не только крупнейшим эмитентом, аккумулирующим средства для покрытия государственных расходов, но и крупнейшим оператором фондового рынка. Уполномоченный агент правительства (как правило им выступает Центральный банк), проводит активные операции на фондовом рынке, покупая и продавая ценные бумаги. За счет этого осуществляется регулирование денежной массы, находящейся в обращении. Например, когда у частных инвесторов появляются деньги, возрастает спрос на ценные бумаги и их котировки растут. В это время Центральный банк может произвести дополнительное размещение ценных бумаг, что будет очень выгодно в этих условиях. И наоборот, когда возникает дефицит средств у хозяйствующих субъектов, Центральный банк может выкупить государственные ценные бумаги за счет своих резервов.

«Проводя операции кули-продажи ценных бумаг через уполномоченного агента на открытом рынке, государство решает целый комплекс таких макроэкономических задач как:

  1. регулирование денежной массы
  2. формирование соответствующего уровня доходности
  3. регулирование темпов инфляции
  4. влияние на валютный курс
  5. обеспечение перелива капитала из одного сегмента финансового рынка в другой»7

В своей работе я бы хотел акцентировать внимание на два основных вида государственных ценных бумаг: государственные краткосрочные бескупонные облигации и облигации федерального займа, так как, на мой взгляд, они сыграли ключевую роль для бюджета Российской Федерации.

«Значительное развитие среди государственных ценных бумаг получил сегмент рынка, связанный с обращением государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Эти облигации стали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 г. и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускаются на краткосрочный период, и их роль в финансовой системе состоит в том, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. В связи с краткосрочным характером обращения эти ценные бумаги не могут быть использованы для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.»8

Инвесторы получают доход за счет того, что ГКО продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Доходом является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения при первичном или вторичном размещении. Владельцами ГКО могут быть как юридические, так и физические лица. «ГКО выпускались сроком на 3, 6 и 12 месяцев. Изначально преобладали ГКО с коротким сроком обращения – 3 и 6 месяцев, но потом эмитент – Министерство финансов РФ, изменил структуру выпускаемых ГКО в пользу более долгосрочных облигаций сроком 6 и 12 месяцев. В первой половине 1997 года был полностью прекращен выпуск облигаций сроком на 3 месяца. В итоге на рынке остались только 6-ти и 12-ти месячные ГКО. В связи с тем, что ГКО выпускаются на достаточно коротки срок, эмитент имеет возможность проводить погашение предыдущих серий за счет выпуска новых. Однако стоит отметить, что в отдельные периоды, когда в бюджете есть резервные средства, Министерство финансов РФ может разместить очередную серию ГКО с отрицательным результатом. Суммы, полученной в результате размещения, не хватит, чтобы покрыть предыдущий выпуск. В таком случае недостающая для погашения сумма берется из государственного бюджета.»9

Теперь стоит рассмотреть основные субъекты рынка ГКО. Ими являются: Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, дилеры, инвесторы и депозитарии.

Министерство финансов РФ – это эмитент, который определяет объем выпуска облигаций и формирует начальную цену при первичном размещении ГКО.

Центральный банк РФ – это уполномоченный агент Министерства финансов РФ по размещению ГКО. Он проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие в продаже недоразмещенных выпусков и проводит операции на открытом рынке.

Дилеры – это профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые обслуживают операции с ГКО. Предварительно каждый дилер должен заключить договор с Центральным банком РФ. Дилеры осуществляют операции от своего имени, при этом они могут использовать для проведения операций как свои счета, так и счета своих клиентов. Операции за счет своих клиентов осуществляются только по предварительному соглашению.

Инвесторы – это юридические или физические лица, которые приобретают облигации на основе договора, который они заключают с дилером. В договоре определяются порядок приобретения, владения и продажи инвестором ГКО, а также права, обязанности и ответственность сторон.

Депозитарии – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который ведет депозитарную деятельность. Депозитарная деятельность – это деятельность, связанная с хранением сертификатов ценных бумаг и учетом и переходом прав на ценные бумаги. Для обслуживания рынка ГКО создана двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарий. Головной депозитарий – это организация, которая заключила договор с ЦБ РФ на ведение депозитарной деятельности по учету ГКО и переводу их на лицевые счета, но основании сделок купли-продажи, осуществляемых дилерами. Депозитариями могут быть банки, биржи, различные инвестиционные институты.

Субдепозитарием являются дилеры, которые ведут лицевые счета по облигациям, принадлежащим им и инвесторам, с которыми у них заключены договоры об обслуживании.

Выпуск в обращение облигаций федерального займа (ОФЗ) является продолжением развития рынка государственных ценных бумаг. Основным недостатком функционирования рынка ГКО является его краткосрочный характер. Государство, в свою очередь, больше заинтересовано в долгосрочном заимствовании денежных средств. Поэтому политика финансовых органов РФ была направлена на увеличение доли среднесрочных ценных бумаг на рынке. В России ОФЗ выпускались трех видов:

  1. ОФЗ с постоянным купоном
  2. ОФЗ с переменным купоном
  3. ОФЗ с постоянным купонным доходом

Выбор конкретного вида ОФЗ определялся экономической ситуацией, сложившейся в стране. При эмиссии среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг необходимо учитывать целый ряд факторов (экономическую стабильность, валютный курс, инфляцию) для наиболее эффективного достижения поставленной цели.

Эмитентом ОФЗ являлся Минфин РФ, который по согласованию с ЦБ РФ устанавливал параметры каждого выпуска ОФЗ: объем выпуска, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты купонных выплат.

Выпуск ОФЗ расширил выбор на рынке государственных ценных бумаг и стал отличным вариантом для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако ОФЗ не вытеснили с рынка ГКО, т.к. доходность по ГКО была лучшим индикатором стоимости денег и лежала в основе определения купонного дохода по ОФЗ. Эти два вида облигаций не конкурировали между собой, а наоборот, дополняли друг друга.

«Государственное регулирование — воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы».10 Необходимость государственного регулирования финансовых рынков всплывает из объективного присущих государству экономических функций. Рыночная экономика характеризуется экономической свободой, мобильностью ресурсов, свободным доступом к информации и конкуренции. Однако в рыночных отношениях, в том числе и рынка финансов, всегда есть ситуации, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, и ввиду этого возникает необходимость государственного регулирования этих отношений. Это касается, прежде всего, регулирования денежных отношений, организации обращения денег, ценных бумаг. Так же необходимо вмешательство государства в различные внешние процессы — валютный оборот, международные операции с ценными бумагами.

Рыночная экономика требует постоянно осуществляемой государственной антимонопольной и антиинфляционной политики. Одной из основных функций государства, которые могут поспособствовать стабилизации и улучшению экономической ситуации в стране, является постоянное совершенствование финансового и банковского законодательства.

В наше время, государственное регулирование финансового рынка является одним из наиболее оперативных инструментов развития экономики и ее регулирования. Я считаю, что для достижения наиболее позитивных результатов в экономике любое государство должно уделять достаточно внимания регулированию финансовых рынков.

Государство играет очень важную роль в экономике. Оно играет роль как управляющего, так и регулирующего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, которые наделены определенными полномочиями.

«Финансовое регулирование – это система мер, направленных на обеспечение устойчивости финансовых институтов и стабильности финансового рынка в целом, а также на ограничение рисков (валютных, кредитных, ликвидности и др.). Основными задачами финансового регулирования является создание равных конкурентных возможностей для всех участников рынка, защита интересов инвесторов и кредиторов, предотвращение мошенничества, недобросовестного поведения отдельных участников. Функции финансового регулирования возложены на специальные государственные органы – так называемые финансовые регуляторы.»11 Стоит отметить, что регулирование деятельности коммерческих банков в России осуществляет Центральный банк РФ.

В наше время стало очевидно, что основная задача финансовых регуляторов состоит в том, чтобы решать более общие задачи. К таким задачам относятся обеспечение стабильности рынка и ограничение рискованных позиций его участников независимо от выполняемых ими функций. В связи с этим стало возможным выделить три основных направления финансового регулирования:

  1. Пруденциальный надзор. Основная цель такого надзора – не допустить излишне рискованные операции со стороны финансовых организаций. Пруденциальный надзор должен распространяться на организации, которые пользуются той или иной формой государственного страхования.
  2. Регулирование бизнес-поведения. Такое регулирование должно быть направлено на защиту интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. Оно должно гарантировать предоставление потребителям финансовых услуг всей необходимой и достоверной информации.
  3. Обеспечение финансовой стабильности. Такое регулирование подразумевает создание механизмов управления системными рисками и предотвращения распространения кризисных явлений с одного сектора финансового рынка на другой.

Что касается государственного воздействия на финансовый рынок, то государство может воздействовать на финансовый рынок прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством лицензирования профессиональной деятельности на рынке, установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, которые обеспечивают их исполнение.

Государственное регулирование финансовых рынков..docx

Если регулирование рынков поддерживается на должном уровне, то для инвесторов будет очевидна стабильность и резалтинг, т.е выгода их инвестиционных вложений. В подобном случае, кризис и риск распределяются по всем отраслям более равномерно. По этой причине, финансовые рынки особенно нуждаются в чётком и грамотном регулировании со стороны государства.

Из предыдущего абзаца вытекает следующий вопрос, каковы мотивации, побуждающие государство к регулированию финансовых рынков. Перечислим причины подобного конгломерата:

На сегодняшний день, регулирование финансовых рыночных структур предусматривает прямое вмешательство государства, т.к :

во – первых, возникла необходимость в упорядочивании отношений в сфере хозяйственной деятельности, т. е её регламентации. К этому можно отнести например : образец отношений и поведения субъектов финансового рынка. Некий свод правил, которых они должны придерживаться.

Во – вторых, при осуществлении государством экономической политики, необходима чёткая и продуманная выработка, и дальнейшее, успешное примените на практике её механизмов, с целью эффективной реализации продвижения методов, стимулирующих рост финансового рынка.

Теперь, выделим интересы государства в процессе регулирования финансовых рынков.

1. Образование на финансовом рынке единых собственников, владеющих одновременно несколькими финансовыми сегментами, которые предоставляют продукты, формирующие различные секторы финансового рынка.

2. Возникновение перекрёстных предложений или интерес финансовых институтов к перекрёстным предложениям финансовых инструментов. Чтобы было более понятно, можно привести следующий пример, страховщики пенсионных вкладов, банки – предложения и услуги по совместному инвестированию и деятельности на биржах и рынках ценных бумаг, брокерско – дилерские компании – работа с населением по приёму депозитов.

3. Постоянная необходимость в сокращении расходной части государственного бюджета в области контроля и надзора за отношениями на финансовых рынках, т. е их регулировании особенно при повышении качества рынка.

3.3 Цели регулирования финансовых рынков

Каковы же цели регулирования финансового рынка?

Кандидат экономических наук , доцент, преподаватель кафедры ценных бумаг и финансового инжиниринга Р. Р Дохина в своём научном докладе, под название «Современные тенденции развития финансовых рынков» выделила следующие цели:

8 1. Защита государственных интересов, выраженных через национальный финансовый рынок.

2. Привлечение инвестиций и капитала на финансовые рынки, с учётом развития инфраструктуры конкурентоспособных сегментов .

3. Снижение уровня нерыночных инвестиционных отношений, вызывающих риски различного уровня на финансовых рынках.

4. Формирование отечественных розничных инвесторов с помощью развития различных форм сбережений.

5. обеспечение соблюдения всех основополагающих принципов инвестирования.

6. Ликвидация экономически необоснованных препятствий, в области роста и развития финансовых рынков.

7. Формирование нового уровня доверия населения.

8. Обеспечение стабильности с учётом интересов всех субъектов финансового рынка.

9. Персонализация игроков на начальной стадии конкретного рынка.

10. Последующий надзор за авторизованными формами, например с целью определения платежеспособности, бухгалтерской отчётности.

11. Обеспечение прозрачности приобретённого дохода.

12. Контроль за соблюдением правил и законов, отношений между участниками финансовых рынков.

13. Формирование взаимоотношений между государственными органами и субъектами финансовых рынков.

14. Обеспечение и контроль за соблюдением запретов, разработанных с целью минимизации вреда или ущерба.

15. Реализация методов, стимулирующих рост показателей финансовых рынков.

16. Упорядочивание отношений в сфере хозяйственной жизни субъектов финансовых рынков

17. Обеспечение стабильности управляемых процессов.

18. Контроль за соблюдением мер ответственности и обязанностей участников финансового рынка.

Отсюда можно сделать вывод, что функции государственных и надзорных органов, осуществляющих свою деятельность на финансовых рынках , являются мощным стимулятором для подъёма реального сектора экономики.

Также, необходимо отметить то, что у каждого учёного существует свой подход к различным вопросам, а также их видение и восприятие, поэтому, цели регулирования финансовых рынков сформулированные в докладе Р. Р Дохиной нельзя воспринимать как « общепринятые». В различных научных статьях, докладах, и учебных пособиях, цели будут сформулированы по разному. Также количество этих целей в различных источниках, может существенно отличатся.

3.4 Модели регулирования финансовых рынков.

Для того, чтобы начать раздел «Модели регулирования финансовых рынков», сначала необходимо дать определение понятия «Модель»

Существует множество определений модели, но я возьму наиболее распространённое.

9 Модель (фр. mode`le, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, являющийся упрощённой версией моделируемого объекта или явления (прототипа) и в достаточной степени повторяющий свойства, существенные для целей конкретного моделирования.

Теперь, речь пойдёт непосредственно о моделях регулирования.

Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей:

Первая модель предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, и установлению правил проведения финансовых операций, передаётся объединения профессиональных участников рынка, саморегулирующим организациям. В качестве примера страны, для которой характерна подобная модель, можно привести Францию.

Вторая модель подразумевает передачу максимально возможного объёма полномочий саморегулирующим организациям. При этом, государство сохраняет за собой основные контрольные функции, и возможность в любой момент, вмешаться в процесс регулирования. Такая модель характерна для Великобритании.

В преобладающем большинстве стран, степень централизации, и жёсткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов регулирующих рынок, зависит от его модели принятой в той или иной стране. В экономике система финансового рынка подразделяется на два типа банковскую и небанковскую. Также, структура модели регулирования может зависеть от такого фактора, как степень централизации власти в стране. Здесь ярким примером являются такие страны как США, где ряд полномочий по регулированию отдан штатам. Также примером страны, с особенностями распределения полномочий, является Германия, где власти федеративных земель, имеют право исполнять часть функций по регулированию рынка.

Общемировой тенденцией в регулировании финансовых рынков, является создание самостоятельных ведомств, либо комиссий по ценным бумагам.

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берёт на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях, это подразумевает жёсткую систему допуска организаций и физических лиц к работе на фондовом рынке.

Для России в значительной степени характерна Американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно чётко это проявляется на законодательном и организационном уровнях. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ, относятся, прежде всего, федеральная комиссия по ценным бумагам ФКЦБ., Министерство финансов, центральный банк, министерство по антимонопольной политике МАП, министерство госимущества, МГИ.

В завершении раздела, следует отметить, что на сегодняшний день в мире не существует идеальной модели организации и регулирования финансового рынка. И таковой, никогда не появится. Сейчас, лучшие из них, представляют собой «Золотую середину», между жестким централизованным управлением, и коллегиальным регулирование профессиональными организациями.

При выборе той или иной модели регулирования, для каждой страны необходимо учитывать такие факторы как:

1 .степень развития рынка и его инфраструктуры.

2. традиции рынка.

3. Менталитет участников рынка.

4. Уровень доверия населения к участникам рынка.

5. Объём вращающегося на рынке капитала.

Не учитывая данных особенностей, невозможно создать развитый, отвечающей потребностям населения, и нормально функционирующий финансовый рынок.

3.5 Проблемы регулирования финансовых рынков

В данном разделе будут рассмотрены проблемы регулирования финансовых рынков, которые, существовали и существуют в Российской федерации в период, с начала девяностых годов, до настоящего времени.

В настоящее время финансовый рынок в России, находится на этапе активного развития, но вместе с тем, он является достаточно слаборазвитым по сравнению со странами западной Европы.

Для примера можно привести следующие данные: в 2001 году, с помощью фондового рынка, в реальный сектор экономики было привинчено всего 4% инвестиций от общего числа произведённых инвестиционных вложений. В то время как в германии, число инвестиций вложенных с помощью фондового рынка, может достигать цифры более 20%

Данная отсталость возникла по следующим причинам:

1. Относительно недавнее появление финансового рынка в РФ.

2. Ориентация участников рынка на получение спекулятивного дохода.

3. Узкий круг эмитентов, чьи бумаги котируются на рынке.

4. Достаточно слабая координация действий контролирующих органов, в сфере регулирования финансовых рынков.

5. Противоречие одного закона другому.

6. Недостаточный оббьем достоверной информации о процессах происходящих на финансовом рынке.

Данные недостатки особенно чётко стали видны и проявили себя во время финансового кризиса в 1998 году.

В настоящее время ведётся активная государственная политика, направленная в первую очередь на создание здоровой конкуренции. В 2004 году был создан специальный орган «Федеральная служба по финансовым рынкам», Ведётся активная работа в сфере законотворчества, но в области регулирования рынков, продолжает

существовать множество проблем.

3.6 Органы государственной власти, и их полномочия, в сфере

регулирования финансовых рынков

В настоящее время, в Российской федерации, существует множество органов, в той или иной сфере осуществляющих контроль над деятельностью финансовых рынков. В данном разделе будет рассказано о каждом органе и его функциях.

Федеральная служба по финансовым рынкам

Главным руководящим органом в этой сфере является: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.

Поскольку, данный орган является главным в сфере регулирования рынков, считаю необходимым, ознакомится с краткой историей его создания.

10 ФСФР России была создана при формировании правительства Фрадкова, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным указом, ей были переданы функции упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), а также, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации. 15 декабря 2010 года, Минфин опубликовал проект указа президента об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам и службы по страховому надзору. Глава министерства, Алексей Кудрин предлагает объединить две службы в одну, новую — Федеральную финансовую службу (ФФС). Причем Кудрин хочет, чтобы ФФС подчинялась Минфину.

ФСФР обладает следующими полномочиями:

1. Регулирование выпуска и обращения эммисионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчётов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проектов ценных бумаг.

2. Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.


Статьи по теме