Элиаде М Аспекты Мифа скачать

      Комментарии к записи Элиаде М Аспекты Мифа скачать отключены

Элиаде М Аспекты Мифа скачать.rar
Закачек 2970
Средняя скорость 3931 Kb/s

Название: Аспекты мифа/ Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд.
Автор: Мирча Элиаде
М.: Академический проспект, 2010 .- 256 с.
Формат: DjVu (OCR)
Размер: 2,80 Мб
Качество: сканированные страницы + слой распознанного текста
Язык: Русский
ISBN: 978-5-8291-1125-0
Серия Философско-антропологические технологии

СОДЕРЖАНИЕ

Мифы Мирчи Элиаде 5

Глава I Структура мифов 11

Значение «живого» мифа 11
Почему нам интересны «примитивные мифологии» 14
Опыт определения понятия «миф» 15
«Сказание истинное» — «сказание вымышленное» 18
Что открывают нам мифы 20
Что такое «знать мифы» 24
Структура и функции мифов 28

Глава II Магическое значение мифов о происхождении мира 31

Мифы о происхождении мира и мифы космогонические 31
Роль мифов в исцелении 34
Повторение космогонии 38
«Возвращение к истокам» 43
Роль и значение «начал» 45

Глава III Мифы и ритуалы обновления 48

Возведение на трон и космогония 48
Обновление мира 50
Различия и сходства 54
Новый год и космогония на древнем Ближнем Востоке 56

Глава IV Эсхатология и космогония 62

Конец мира — в прошлом и в будущем 62
Конец света в восточных религиях 68
Иудейско-христианские апокалипсисы 71
Христианский милленаризм 74
Милленаризм у первобытных народов 76
«Конецмира» в современном искусстве 78

Глава V Время может быть укрощено 81

Фрейд и познание «сотворения» 82
Традиционная техника «возвращения к истокам» 84
Чтобы освободиться от Времени 90
Восстановить прошлое 93

Глава VI Мифология, онтология, история 97

Сущность предшествует существованию 97
Бог отдыхающий 98
Убиенное божество 103
Хаинувеле и дема 107
Не «онтология», а «история» 112
Начало «демистификации» 115

Глава VII Мифы памяти и забвения 117

Когда йог влюбляется в королеву 117
Индийский символизм забвения и воспоминания 119
«Забвение» и «память» в античной Греции 121
Память «первичная» и память «историческая» 125
Сон и смерть 128
Гностицизм и индийская философия 134
Anamnesis и историография 136

Глава VIII Величие и упадок мифов 141

Сделать мир открытым 141
Человек и мир 144
Воображение и творческие способности 147
Гомер 149
Теогония и генеалогия 151
Рационалисты и мифология 153
Аллегоризм и эвгемеризм 155
Письменные документы и устные традиции 157

Глава IX Пережитки и скрытые формы мифа 162

Христианство и мифология 162
История и «загадки» в Евангелии 164
Историческое и литургическое время 167
Космическое христианство 170
Эсхатологическая мифология Средневековья 173
Пережитки эсхатологического мифа 177
Мифы Нового времени 180
Мифы и средства массовой информации 182

Приложение 1 Мифы и волшебные сказки 190

Приложение 2 Избранная библиография 199

М. Элиаде: жизнь и творчество (Е. Строганова) 226

ISBN: 5-8291-0523-3, 978-5-8291-0523-5, 5-902833-05-1, 978-5-902833-05-5

Мирча Элиаде — один из самых популярных культурологов современности. Его книги, посвященные различным аспектам примитивной культуры, обрядности, современному бытованию мифа, архетипическим составляющим сознания современного человека хорошо известны российскому читателю. Предлагаемая книга является изложением основных теоретических взглядов одного из крупнейших культурологов современности, касающихся проблем архаической культуры, по мнению автора, архетипическими основаниями сознания современного человека.

Название книги

Элиаде Мирча

М ирча Элиаде — один из самых популярных культурологов современности. Его книги, посвященные различным аспектам примитивной культуры, обрядности, современному бытованию мифа, архетипическим составляющим сознания современного человека хорошо известны российскому читателю. Предлагаемая книга является изложением основных теоретических взглядов одного из крупнейших культурологов современности, касающихся проблем архаической культуры, по мнению автора, архетипическими основаниями сознания современного человека.

Е. Строганова. МИРЧА ЭЛИАДЕ

Мирча Элиаде родился 9 марта 1907 года в Бухаресте. Мать Иоана Арвира — из семьи трактирщика, уроженка местности Дунарея (возможно, Ольт). Отец — из молдавских крестьян (местечко Текуци). Урожденный Иеремия, в дальнейшем сменил фамилию на Элиаде. Его примеру последовал и один из братьев. Мирча так и не узнал истинных причин, подтолкнувших их на это изменение. В детстве он довольствовался объяснением, что Элиаде-Радулеску звучит намного лучше, а позднее об этом в семье было не принято говорить. Родившись в семье военного, М. Элиаде с ранних лет привык к переездам. Так, практически сразу после рождения они оказались в Rimnicu-Sarat. Первые годы сознательной жизни и первые воспоминания связаны именно с этим городом. Затем — Чернавода, Тегирголь, Молдавия, лицей в Спиру-Харет.

В 1925 году М. Элиаде поступает в Бухарестский университет. Однако не обучение в университете явилось периодом интенсивного накопления знаний. В этом смысле важнее было предшествующее время — «чердак», по его собственному определению. Связано оно с тем, что в эти годы М. Элиаде значительное количество времени уделял самообразованию, читая на чердаке или в подвале дома. Таинственность обусловлена была тем, что с раннего детства врачи (а вслед за ними и родители) запрещали ему читать что-либо, кроме «программной» литературы, во избежание чрезмерного напряжения глаз. А подобное заключение было равносильно тяжелому удару, так как еще с детских лет для М. Элиаде чтение было одним из любимейших занятий.

Период обучения в лицее знаменателен общением с Неделия Локустиану, преподавателем латыни. Однако роль этого человека в жизни М. Элиаде больше, чем просто преподавателя одного из древних языков. «Я был очарован им, потому что он учил нас истории, литературе и философии в добавление к грамматике и лексике и рассказывал на занятиях о Пифагоре и Омаре Хайяме, Новалисе и Леонардо да Винчи»

. Во многом именно ему М. Элиаде обязан увлечением философией, Древним Востоком, историей религий.

Уже зная на тот момент несколько европейских языков (французский, немецкий, латынь), по совету Н. Локустиану начал учить и восточные (персидский, санскрит). И если в начале М. Элиаде ориентировался на физику и математику (эти науки собирался изучать в университете), годы, проведенные в лицее, изменили его решение — поступил он на факультет филологии и философии.

Увлечения семнадцатилетнего юноши все более углублялись, вылившись в зрелые годы в серьезные научные труды. Интересно, что в тот же период начало проявляться и стремление М. Элиаде к универсализму в изучении культуры, преобладающему в его работах. «В те годы очарованности Древним Востоком я верил в тайны пирамид, мудрость предсказателей и оккультные науки персидских магов, я лелеял надежду, что однажды открою все «секреты» религий, истории и человеческого предназначения на Земле»

От переводчика

Цель этого небольшого, не претендующего на какую-либо систематичность и последовательность введения — прежде всего попытка заинтересовать идеями и образами известного философа и историка Мирче Элиаде (1907—1986) широкого читателя.

Творчество Мирча Элиаде может дать толчок для размышлений по поводу очень многих тем и вопросов. Есть среди них и сугубо научные, представляющие интерес только для узких специалистов. Но есть и такие, что будут волновать всех, и не только филологов, историков и философов, и больше того — даже не только людей, получивших гуманитарное образование.

В предлагаемой читателю книге есть такие слова: «Какова будет реакция современного западного мира, если он узнает, например, что хотя Индия была завоевана и оккупирована Александром Македонским и хотя это завоевание имело влияние на последующую историю, она даже не сохранила имени великого завоевателя. Как и другие традиционные культуры, Индия испытывает интерес только к моделям для подражания и парадигматическим событиям, а не к частному и индивидуальному».

И в самом деле, никаких Александрий в Индии не было, хотя эта страна была так же завоевана, как и Египет. Этот факт Элиаде приводит как пример культуры, обладающей невероятной творческой активностью и «саботирующей» историю, которой, по мнению Элиаде, у религии быть не может. Элиаде — сторонник освобождения мифа от истории, которая, как он считает, более поверхностно, чем миф объясняет суть человеческой жизни.

Сам миф Элиаде понимает не как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф обозначал как раз, наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие сакральное, значительное, первородное откровение, служащее примером для подражания.


Статьи по теме