Дифференциация звуков С-ш Конспект Занятия

      Комментарии к записи Дифференциация звуков С-ш Конспект Занятия отключены

Дифференциация звуков С-ш Конспект Занятия.rar
Закачек 3160
Средняя скорость 3727 Kb/s

Дифференциация звуков С-Ш.

Предварительный просмотр:

Конспект Вид занятия: фонетическое.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Дифференциация звуков С- Ш».

Цели: — дифференциация и закрепление правильного произношения звуков с-ш в слогах , в словах и фразах;

Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, активизация психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.

Обогащение словаря, формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, стимулирование детей к речевым высказываниям; воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: зеркала, картинки с буквами С — Ш , пособие для артикуляционной гимнастики ( в виде гусеницы), игрушка лисы , прищепки с картинками, презентация «Чистоговорок с картинками», запись звуков ветра в лесу, письменные задания –обвести по точкам, мяч, письмо.

Ребята, нам прислали письмо из лесной школы. Сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, у нас состоится конкурс «Учимся правильно говорить». Это конкурс для ребят, которые посещают детский сад.»

Постановка цели детьми.

Как вы думаете, а нас могут пригласить на этот конкурс?

-Дети, что нам нужно для того, чтобы участвовать в этом конкурсе?

— А вы готовы научится этому?

Для этого мы отправляемся в лес, к нашим друзьям. Может они нам помогут.

Дыхательная гимнастика.(звуки ветра)

Представим, что мы в лесу. Закрыли глазки, представили , что мы теплом летнем лесу, поют птички, порхают бабочки. В лесу много деревьев, подняли ручки представили, что мы деревья. Ветерок подул и листики зашелестели, ветки закачались. Подул теплый ветерок ш-ш-ш, вдруг подул холодный ветер с-с-с , снова подул теплый ветер ш-ш-ш. Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика

Пройдем на лесную полянку . Вспомним какой ветерок дул: произнесите как дул теплый ветер? Ш-ш-ш. Когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками. . как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?

Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Произнесите как холодный ветерок дул? С-с-с. Где находится язычок, когда мы произносим звук с? Между зубками. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Что еще мы можем сказать про эти звуки? Дети. Эти звуки согласные, глухие. Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Логопед. Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Мы знаем, что эти звуки можно обозначить буквами. Я буду произносить звук, а вы мне покажите букву.

Работа в тетрадях. О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно»

С- Ш письменные задания.

Артикуляционная гимнастика. В виде гусеницы.

Посмотрите кто это на лесной полянке. Это гусеница она тоже хочет с нами поиграть. Для нужно по очереди переворачивать каждый кружок у гусеницы, она нам поможет провести гимнастику.

Отгадайте загадку и вы узнаете кто к нам пришел, чтобы помочь подготовиться к конкурсу .

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Какой согласный звук слышится в слове лиса? Лиса хочет с вами поиграть

Лиса хочет рассказать как она к нам шла. Только она будет не договаривать одно слово, вам нужно угадать какое.

Шла я к вам по дорожке, шла, шла и ….(пришла). Дальше шла, шла по поляне и сыроежку …(нашла). Шла, шла и к дереву …(подошла). На дереве пчелы свирепые я дальше…(пошла). Увидела избушку и к ней . (подошла). В избушку …(вошла), посмотреть нет ли там моих друзей, нет и я дальше …(пошла). Шла, шла и к вам ….(пришла).

Дети, скажите какой звук мы часто слышали в рассказе Лисы? (ш)

Определение звука на слух (в кругу)

Игра «Хлопни, если услышишь звук ш, топни ножкой, если услышишь звук с.»

(мышь, дом, кошка, стол, петрушка, сад, стол, елка, шуба, стул, шапка, автобус, шишки.

сапоги, соль, санки.)

Игра «Закончи слово звуком с или ш.»(с мячом)

Я вам буду бросать мяч с незаконченным словом , а вы мне будете возвращать мяч проговаривая готовое слово со добавленным звуком С или Ш

Малы(ш), абрико(с), мы(шь), анана(с), камы(ш).

Произношение звуков с-ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори».(презентация)

са, са, са — вот летит оса

ша, ша, ша — у меня лапша

су, су, су — мы видели лису

шу, шу, шу — я флажком машу

со, со, со — у Сони колесо

шо, шо, шо — летом хорошо

сы, сы, сы — у сома усы

ши, ши, ши — шумят малыши

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево — вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Игра «Исправь ошибки»

Лиса принесла нам еще задания, чтобы мы могли подготовится к конкурсу.

Кошка ловит миску. Мама моет мышку. На виду у детворы крысу красят маляры. Пожарный носит кашку. Саша ела каску.

Игра «Распредели картинки» (сигнальные карточки)

На прищепках наклеены картинки нужно найти им место. Как вы думаете какой звук будет жить в этом домике? (с) А в этом домике? (ш). А чтобы правильно распределить нужно произнести слово и услышать какой звук слышится в этом слове ( с или ш) и прикрепить к нужному домику. ( Сапоги, стол, шуба, санки, шишка, автобус, собака, мышь, ананас, санки, кошка, шапка, машина)

Какое у вас настроение? Как вы думаете мы подготовились к конкурсу? Кто нам помогал подготовится к конкурсу? Что мы для этого сделали? Где нам это пригодится? Лисичка говорит вам до свидания.

Конспект индивидуального занятия. Дифференциация звуков «С-Ш»

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Тема: Дифференциация звуков [С] — [Ш]

Цель: дифференциация звуков [С] — [Ш].

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении,
  • Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,
  • Определение места звука в словах.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать графический образ буквы Ш и С;
  • Развивать фонематический слух
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

-Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

-Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

-Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

— Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

— Как подул холодный ветер (С-с-с).

— Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

— Какой у нас звук С?

— согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

-с огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

-Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

— Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

— Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

— Пошли звуки С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они в Страну Чудес. «Ой,да здесь все предметы с нашими звуками!»

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

-Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

— А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

— А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

4. Динамическая пауза

— Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

— Сейчас в нашей стране время года – зима.

— И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

— Где находятся звуки — в начале, середине или в конце?

-Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

— Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

— Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

-Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

-А как надо правильно сказать?

-Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

— Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

— Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

-Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

— Сколько слогов. посчитай.

— Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

— Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

-Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

Дальше в лес – больше дров.

8. Мелкая моторика рук.

— Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

12. Итог занятия

— Вот мы уехали из Страны Чудес.

— Тебе понравилось путешествие?

— С какими звуками мы путешествовали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып.

Конспект индивидуального занятия. «Дифференциация звуков Л — Р».

Цель: Развить умение дифференцировать звуки С и Ш. Задачи: 1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] — [р\’] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». .

конспект индивидуального занятия подготовительной группы, дифференциация звуков С — Ш. Путешествие с Тигренком в страну правильной речи.

учить дифференцировать звуки [C] — [Ш].

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

галина кузина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

ЦЕЛЬ. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С, (Ш) в слогах, в словах, во фразах.

• развитие фонематического восприятия;

• развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

• активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

• формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

• формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• стимулирование детей к речевым высказыванием;

• воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками (С-Ш, пособия для дыхательной гимнастики

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки).

Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер: С-С-С, закачались сосны

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

Снова подул ветер.

(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

2. Сообщение темы занятия.

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш. К нам пришли гости, отгадайте кто:

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)

Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.

3. Артикуляционная гимнастика:

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

4. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

5. Произношение звуков С-Ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША СО-СО-ШО АША — АСА- АША

ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ АШИ-АСЫ-АСЫ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС АШ-АС-АС

6. Произношение звуков С-Ш в словах

САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД

ШУТКИ-СУТКИ ВАШ — ВАС УШИ-УСЫ

ПОШЕЛ — ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА

КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ

Игра «Подарим картинки собачке и кошке»

(Набор картинок со звуками (С) (Ш).)

7. Физминутка «Кошка»

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков в чистоговорках

Давайте вспомним чистоговорку про кошку.

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

9. Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку». Саша ела «каску»

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»

10 Произношение звуков с, ш в предложениях.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах.

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук (С, поднимите руку, если услышите звук (Ш).

Называются слова: мишка, маска, сын, сабля. машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

12 Итог занятия

Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.

Зачем мы это всё делали?

Дети: «Мы учились различать звуки С и Ш

Все молодцы, очень постарались.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Развивающая игра «Чудесный мешочек» Цели: Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях; Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие.


Статьи по теме