Дидактические игры Курсовая Работа

      Комментарии к записи Дидактические игры Курсовая Работа отключены

Дидактические игры Курсовая Работа.rar
Закачек 3192
Средняя скорость 2046 Kb/s

СОДЕРЖАНИЕ: Введение

Теория Задачи дидактических игр

Требование к дидактическому материалу

Важность использования правил в игре

Система работы Формы работы

Взаимодействие с родителями

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Учебно – методический центр

Тема: Влияние дидактических игр

на развитие цветоощущения

Воспитатель ДОУ № 163

Задачи дидактических игр

Требование к дидактическому материалу

Важность использования правил в игре

Взаимодействие с родителями

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания детей. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликации своё представление об окружающем мире, понимая его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребёнка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

— Актуальность — Однако, часто встречается такая проблема, как

неумение дошкольников различать цвета. С чем это связано?

Осознанное, целенаправленное восприятие цветов не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформулировать устойчивый образ цвета. А всё это им необходимо! Полученные детьми знания о цвете поспособствуют сенсорному и умственному развитию детей, развитию творчества, а так же восприятию окружающего мира. Без этих знаний ребёнок будет чувствовать себя бедным и ущемлённым.

— Цель — Целью моей работы является выявление влияния дидактических игр на усвоение детей цветов, оттенков и цветовых тонов.

— Задачи — Я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Разработать план совместной деятельности с детьми, в основе которого заложено использование дидактических игр на развитие цветоощущения.
  2. Подобрать дидактические игры, способствующие различению и называнию основных цветов цветового спектра, цветовых тонов и оттенков.
  3. Апробировать данный план в повседневной работе с детьми.
  4. Сделать выводы об эффективности работы с использованием дидактических игр на развитие цветоощущения через мониторинг, использовать их в повседневной работе и при взаимодействии с родителями.

Благодаря тому, что дидактическая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием , поскольку его можно свободно изменять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем творческой инициативы ребёнка.

Дидактическим играм принадлежит серьёзная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же формирование у них обобщённых представлений и способов действий. Полученные детьми общие знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать в игре и быту.

В младшей группе необходимо воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать наблюдательность, эстетические чувства при ознакомлении с окружающей жизнью, природой, изобразительным искусством.

Воспитатель учит детей замечать очертания линий, форм в окружающих предметах, картинках, иллюстрациях, народных игрушках, а затем передавать их в рисунке. Он обращает внимание детей на яркость, контрастность цветовых пятен при изображении действительности («яркое солнышко светит», «жёлтые одуванчики цветут», «какая зелёная ёлочка»).

Воспитатель учит детей не только различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), но и использовать цвет как яркое выразительное средство в рисунке.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость, приобретения новых знаний и способ действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Рассмотрение дидактической игры как явления обучения, как одной из форм организации обучения в детском саду требует уточнения самого понятия обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует её расширенное толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения, просто игры, в процессе которых используются отдельные игровые ситуации и приёмы (загадывание загадок, внесение игрушки, стимулирующей определённую деятельность детей, организация действий детей с игрушками и предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть положена учебно-игровая структура, обязательное наличие и ограничение единств в ней всех её компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых действий и правил. Без этого нет дидактической игры как таковой.

В дидактической игре должно быть представлено развёрнутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнование, распределение ролей и др.

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научится у него, как на занятиях, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

— Задачи дидактических игр — Предлагаемые мной дидактические

игры помогут научить детей различать, а потом и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат три типа обучающих задач:

  1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов.
  2. Задачи на правильное называние цветов.
  3. Задачи на использование знаний цветов в игровой, бытовой, художественно-продуктивной деятельности и в речи детей.

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов действует как сигнал к действию или его запрету. Ребёнок сравнивает и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям рациональные приёмы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приёмов ведёт к формированию зрительного образа цветового тона, который позволяет ребёнку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях. Например, дидактическая игра «Фонарики». Рассмотрев свои фонарики, дети под музыку шагают с ними по группе. Как только музыка смолкает, дети с фонариками такого же цвета, как у воспитателя подходят к нему. Сравнивается цвет фонариков у детей и воспитателя. В дальнейшем воспитатель поднимает вверх не фонарик, а платочек, мяч, ленту или флажок и дети с фонариками в руках подходят к нему, ориентируясь на цвет.

Задачи второго типа отличаются тем, что решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Так, например, в таких дидактических играх как «Собери лепесточки», «Пирамидки», «Матрёшки» надо не просто найти нужный цвет, но и учить детей называть его.

Правильное название цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми.

Решение задач третьего типа предусматривает использование полученные знания в настольных, строительных играх в рисовании на свободную тему и в быту.

Задачи развивающей игры отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и, как правило, не осознаётся ребёнком.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может быть сигналом, побуждающим к определённым игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.

Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.

— Требование к дидактическому материалу — Чтобы малыши

успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

  1. Предметы должны быть привлекательными для ребёнка, вызывать эстетическое отношение.
  2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.
  3. Игрушки должны быть изготовлены из шёлка, пластмассы, картона, дерева или металла.

— Важность использования правил в игре — Кроме дидактических

задач, игровой цели и игрового действия обязательным элементом дидактической игры являются правила , которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки через игру, а не путём указаний. Например, дидактическая игра «Найди цвет». Игра заключается в том, что воспитатель раздаёт малышам карты с цветными кружками и объясняет, что надо закрыть все круги кружками такого же цвета. Каждый играющий берёт в руки вертушку и крутит стрелку, а затем называет цвет, на котором остановилась стрелка. При правильном названии цвета он может взять себе соответствующий кружок. Вертушка переходит следующему игроку. Играя в эту игру необходимо соблюдать следующие правила:

— Вертушка передаётся участникам игры по очереди.

— Игроку надо назвать цвет, на котором остановилась стрелка. Если цвет назван правильно, игрок берёт себе кружок такого же цвета, кладёт на свою карту и передаёт вертушку другому игроку.

— Если такой цвет у игрока уже есть, он крутит стрелку ещё раз.

Правила в игре имеют важное дидактическое значение, соединяют дидактические и игровые задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Игра «Найди цвет» является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый).

— Вывод — В конечном итоге выполнение правил игры влияет на

формирование характера, развивает логическое мышление, учит выстраивать логоритм предстоящих игровых и бытовых действий, развивает проявление творчества. Без ранее установленных правил игровое действие развёртывается стихийно и обучающие цели могут остаться невыполненными.

— Формы организаций — 1. За столом

— Классификация — В результате моей работы весь дидактический

материал можно разделить на два обучающий типа:

  1. Игры на различение основных цветов и их оттенков, такие как «Помоги рыбкам», «Фонарики», «Ищи свой дом».

2. Игры на называние основных цветов и оттенков: «Пирамидки», «Прыг-скок», «Подбери чашку», «Найди цвет» (Приложение 1).

Основная часть игр может быть использована при решении обоих задач.


Статьи по теме