Дети с Нарушениями Опорно-двигательного Аппарата Презентация

      Комментарии к записи Дети с Нарушениями Опорно-двигательного Аппарата Презентация отключены

Дети с Нарушениями Опорно-двигательного Аппарата Презентация.rar
Закачек 3379
Средняя скорость 3790 Kb/s

Материал о детках с ограниченными возможностями.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: «Дети с нарушением опорно — двигательного аппарата». Выполнил: Шикунова Людмила Олеговна Москва 2012-2013 г.

Когда мы видим ребенка с нарушениями двигательных функций, то понимаем, что его воспитание, в том числе подготовка к взрослой жизни требует от всех членов семьи особых усилий. Вообще, дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу. По статистике 5—7 % детей в нашей стране страдают нарушенными функциями двигательной сферы, носящими как врожденный, так и приобретенный характер. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть мышечного, костного происхождения, а также наблюдаться по причине искажений в центральной нервной системе. Из-за отрицательного воздействия нарушений в движениях на другие системы организма такие дети часто отстают в интеллектуальном и психическом развитии. Отставание в развитии в свою очередь плохо воздействует на общение со сверстниками и в конечном счете ухудшает положение в их обществе.

Вообще, дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу. Это дети с врожденными или приобретенными заболеваниями нервной системы (последствия перенесенной нейроинфекции , детский церебральный паралич, полиомиелит); врожденной патологии опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз ); приобретенными заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата (травматическое повреждение спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, остеомелит , рахит, хондродистрафия ). Таких детей объединяет то, что у них имеется двигательный дефект. В настоящее время большую часть (89%) среди них составляют дети с церебральным параличом. Особенностью таких детей является то, что у них двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми. Поэтому такие дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1) врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии формирования пальцев кисти; 2) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит; 3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета, в том числе рахит. Независимо от того или иного вида нарушений

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект . Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом . У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это поражение двигательных систем головного мозга. Основными клиническим синдромом ДЦП являются двигательные нарушения вследствие спазмов мускулатуры. При этом заболевании наиболее тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Поэтому детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

Такие дети поздно начинают держать голову, поворачиваться с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут ходить. При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы, не может управлять своим телом, а также без посторонней помощи обслуживать себя. При средней степени двигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, как правило, не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания развиты у таких детей не полностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно, как в помещении, так и на улице, могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, однако у них может быть нарушение походки, движения неловкие, замедленные, снижена мышечная сила. Для подготовки ребенка средней и легкой степени двигательных расстройств к семейной жизни в первую очередь необходимо формировать навыки к самообслуживанию и передвижению.

Очень важным для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является формирование способности самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены. Это предполагает умение самостоятельно управлять физиологическими отправлениями; соблюдать личную гигиену (мыть лицо и все тело, мыть волосы, причесываться, чистить зубы, подстригать ногти); одевать и снимать верхнюю одежду, нижнее белье, головные уборы, перчатки, обувь, пользоваться застежками. Необходимо обучать ребенка самостоятельно кушать: подносить пищу ко рту, жевать, глотать, пользоваться посудой и столовыми приборами. Необходимо также прививать навыки пользоваться бытовыми приборами (замками, кранами, выключателями, телефоном, утюгом и другими). Постепенно, по мере развития ребенка можно обучать его приготовлению пищи (чистке, мытью, резанию продуктов, их обработке, пользованию кухонным инвентарем), а также выполнению бытовых потребностей (покупке продуктов, одежды и других предметов обихода); стирке, чистке одежды и других предметов обихода; уборке помещений.

С самого раннего возраста усилия родителей должны быть направлены на развитие у ребенка навыков самостоятельного передвижения — способность самостоятельного перемещения в пространстве, преодоления препятствий, сохранение равновесия тела. Необходимо развивать у ребенка способность к самостоятельной ходьбе по ровной местности, по лестнице, ходил по наклонной плоскости. Необходимо обучать его изменять положение своего тела (вставать, садиться, ложиться, опускаться на колени и подниматься, перемещаться на коленях, ползать), а также пользоваться общественным и личным транспортом (входить, выходить, перемещаться). Это возможно осуществить с помощью социально-бытовой реабилитации, помощь в которой оказывают социальные службы по месту жительства.

Все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения , предметы обихода , пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей. При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности. Развитие костной системы: Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет дошкольников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др.

Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (заменяя хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов. До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития. Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д. Осанка: Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя.

Нормальная осанка характеризуется следующими признаками: Центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты. Изгибы позвоночника умеренно выражены. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены. Лопатки симметричны и не выдаются. Грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед. Живот плоский и равномерно умеренно выпуклый. При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки, живота. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.

Причины формирования неправильной осанки: Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса. Отставание развития мышц от темпов роста скелета. Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д. Дефицит витамина D и кальция в организме. Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции дыхания и сна, т.к. изменяется положение внутренних органов. Снижается амортизация позвоночных дисков, т.е. все удары, нагрузки на позвоночник не гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки. Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям, снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.

Для формирования правильной осанки полезно: Занятия плаванием. Ношение предметов на голове. Стойка у стены спиной. Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну). Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы. Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультпаузы , как можно меньше статических поз). Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.

Для формирования правильной осанки вредно: Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю. Катание на самокате. Поднимание тяжестей согнувшись. Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках. Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками. Неровная поверхность кровати, мебели для сна. Несоответствующая возрасту, неудобная обувь. Длительное нахождение в неподвижной позе.

Используемая литература 1. Интернет ресурсы: Учебно образовательный портал Лекции-онлайн по Специальной педагогики. 2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников.-Ростов н / Д: Феникс, 2004.с.138 Там же, с.139. 3 . Пенькова И.В., Сулейманова И.И. Профилактика нарушения осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Учеб.-метод.пос.-Тюмень:Вектор БУК, 2000.40с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная работа включает практический материал по формированию сенсорной сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом. В работе отражается как .

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато.

формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;-формировать представления детей о воздухе и его свойствах; — п.

Домашние задания для родителей могут быть использованы как учителем-логопедом при офрмлении тетради домашних заданий, так и родителями для развития речи своих детей. Составлены для работы с деть.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр.

Консультация для родителей.

Для детей с нарушением опорно — двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный — игровой метод. Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать компенсатор.

НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ Предмет: Анатомия и физиология человека.

СОДЕРЖАНИЕ Введение Причины нарушений опорно-двигательного аппарата Классификация нарушений Сколиоз и нарушение осанки Правильная осанка Причины неправильной осанки и сколиоза Нарушения осанки Сколиоз Профилактика неправильной осанки и сколиоза Детский церебральный паралич Причины двигательных нарушений при ДЦП Лечебно-коррекционная работа с детьми при ДЦП Заключение Литература

ВВЕДЕНИЕ Движения,– одна из важнейших функций человека. Функцию движения выполняет опорно-двигательный аппарат. У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило преимущество перед остальными представителями органического мира – труд и речь.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Внутриутробная патология: инфекционные заболевания матери; последствия соматических заболеваний матери; тяжелые токсикозы беременности; несовместимость по резус-фактору или группам крови; травмы, ушибы плода; экологические вредности. Родовая травма, асфиксия Патологические факторы: нейроинфекции; травмы, ушибы головы ребенка; осложнение после прививок.

Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата

СКОЛИОЗ И НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ Сколиоз и нарушения осанки — наиболее распространенные заболевания опорно-двигательного аппарата. Они служат предпосылкой для ряда заболеваний.

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток; равной длиной шейно-плечевых линий, глубиной треугольников талии ; прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника; равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости; одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ Отрицательное влияние оказывают: неблагоприятные условия окружающей среды; социально-гигиенические факторы; недостаточная двигательная активность детей; нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями; ослабленность мышц, удерживающих вертикальное положение; ограничение подвижности в суставах; нерациональная одежда; заболевания внутренних органов; недостаточная освещенность рабочего места; несоответствующая росту ребенка мебель и др.

НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ " сутуловатость " " круглая спина " " вогнутая спина " " кругло-вогнутая спина " " плоская спина " " плоско-вогнутая спина "

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

ПРИЧИНЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЦП патология тонуса мышц; ограничением или невозможностью произвольных движений; наличием насильственных движений; заболевания матери; несовместимость матери и плода по резус-фактору ; затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.

ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ использование регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Часть детей с патологиями не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Презентация была опубликована год назад пользователемОльга Смирнова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) » — Транскрипт:

1 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) Выполнили студентки 344 группы Смирнова О. Голубева Н. Котова А. Васильевых В. Ешкалова Т. Большакова Ж.

2 Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение способности двигаться. Важной особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

3 Как формируется ДЦП? Двигательные расстройства возникают при поражении мозга двух видов: Изменения в нервных клетках изначально нормального мозга Первичное нарушение строения мозга При воздействии повреждающего фактора на нервные клетки возникают очень разнообразные дефекты. Причиной служит особая уязвимость тех структур мозга, которые интенсивно развиваются именно в данный момент. Поэтому у одних детей с ДЦП больше нарушены движения рук, у других-ног, у третьих – координация.

4 Причины развития ДЦП Факторы, действующие во время беременности : Фетоплацетарная недостаточность, ведущая к хроническому кислородному голоданию плода Инфекционное поражение нервной системы плода (например, вирусом краснухи) Тяжелый резус-конфликт матери и плода Хромосомные мутации и наследственные заболевания плода Факторы, влияющие на ребенка в родах: Асфиксия плода (полное отсутствие кислорода при обвитии пуповиной, отслойке плаценты, длительном пережатии пуповины костями таза) Травма во время родов (при стремительных родах, неправильном положении плода, узком тазе у матери) Факторы, возникшие после рождения ребенка Травмы головы Инфекции (как передавшиеся в момент родов, так и полученные в первые дни жизни) Отравление лекарственными препаратами и токсическими веществами

5 Особенности двигательного развития

6 С трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы. Активные движения у этих детей не в полном объеме, замедленны, напряжены, недостаточно дифференцированы. Многие из них не могут выполнить даже самые примитивные рисунки. Многие не владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками. Они не умеют самостоятельно обращаться с ложкой или вилкой, не могут взять стакан или чашку, не владеют навыками личной гигиены, испытывают трудности при жевании твердой пищи, часто поперхиваются.

7 Особенности психического развития Повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно- психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практическом опыте. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко. При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. Наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.

9 У многих детей выражен астереогноз – невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Многие пространственные понятия усваиваются с трудом. Для психического развития при ДЦП характерна замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.

10 Расстройства эмоционально-волевой сферы Проявляются в виде: повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости у некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

11 Выделяются три типа личностных нарушений у учащихся с церебральным параличом: личностная незрелость; астенические проявления; псевдоаутические проявления.

12 Специфика речевых нарушений Отставание в развитии речи при ДЦП связано с ограничением объема знаний и представлений об окружающем.К году у детей с церебральным параличом наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, криком. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

13 Особенности работы Методические рекомендации : 1. Подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребёнка с ДЦП. 2. Правильная организация двигательного режима во время игр, занятий и во время сна. (воспитатель подбирает наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна). 3. Во время работы необходима физкультурная пауза. 4. Необходимо развивать тот или иной двигательный навык и воспитывать правильное о нём представление через ощущение движений:

14 Методические рекомендации : 5. Развитие ручных навыков вести постепенно: научить произвольно брать опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать. 6. Тесная работа специалистов с родителями. 7. Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно. 8. Необходимо терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, одобрение при неудачах, поощрение за малейший успех.

15 Методика доктора Блюма Особенность лечения ДЦП у детей по методикам доктора Блюма, независимо от возраста, тяжести, степени психомоторной задержки заключается в том, что все правильные упражнения, движения туловищем пациента делает инструктор. Такая работа требует больших физических затрат и опыта. Занятия с детьми обычно проводятся с участием второго взрослого, который помогает инструктору постоянно (обычно помощник — это родитель или няня).

16 Методика доктора Блюма Этап 1 — Предварительный. Подготовке всех систем организма. 2-4 недели. Этап 2 — Подготовительный. Завершенным подготовительный этап, можно считать лишь тогда, когда пациент свободно удерживает тело, как на двух ногах, так и на каждой ноге в отдельности, способен приседать, наклоняться вперед и в стороны. Этап 3 – Основной. На этом этапе происходит обучение ходьбе в нормальном стереотипе и сохранению равновесия при движении. По завершении данного этапа пациент должен обходиться без опеки и поддержки.

17 Метод Сандакова Д.В. Детский невролог Дмитрий Сандаков больше 20-ти лет занимается лечением детей с поражениями нервной системы. Рефлекторный массаж по методу Сандакова включает в себя элементы мануальных практик, бобат-терапии и приёмы точечного воздействия на определённые зоны. При этом основное и главное правило в методике Сандакова – чётко выполнять правильные укладочные позиции с фиксацией верхней или нижней части туловища. По международной статистике, только 10% детей имеют истинный ДЦП с необратимым поражением мозга. У более чем 80% малышей сохранены когнитивные функции (мышление, речь, познание), которые можно и нужно развивать!


Статьи по теме