Анализ Рассказа Фотография на Которой Меня Нет

      Комментарии к записи Анализ Рассказа Фотография на Которой Меня Нет отключены

Анализ Рассказа Фотография на Которой Меня Нет.rar
Закачек 544
Средняя скорость 7483 Kb/s

Книга «Последний поклон» советского писателя Виктора Астафьева представляет собой повесть в рассказах, которая носит народный характер, складывающийся из сострадания, совести, долга и красоты. В повести задействовано много героев, но главные – бабушка и ее внук. Мальчик-сирота Витя живет вместе с бабушкой Катериной Петровной, ставшей обобщенным образом всех русских бабушек, воплощением любви, доброты, заботы, нравственности и душевного тепла. И в то же время она была строгой и иногда даже суровой женщиной. Иногда могла подтрунить над внуком, но однако сильно любила его и заботилась о нем безгранично.

Ценности, привитые детством

Настоящая дружба – это самая драгоценная и очень редкая награда для человека, считал Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» — рассказ, в котором писатель хотел показать, как герой относится к своим друзьям. Для автора это было немаловажно. Ведь дружба иногда сильнее, чем родственные связи.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» представлен отдельной частью в повести «Последний поклон». В нем автор изобразил все волнующие моменты своего детства.
Чтобы сделать анализ рассказа, необходимо прочитать краткое содержание.

«Фотография, на которой меня нет»: сюжет

Сюжет рассказывает о том, что однажды в деревню из города специально приехал фотограф, чтобы сфотографировать учеников школы. Дети сразу стали думать, как и где им встать. Они решили, что прилежные хорошисты должны сидеть на переднем фоне, те, кто учится удовлетворительно — в середине, а плохих надо поставить сзади.

Витька и его закадычный друг Санька, по идее, должны были стоять сзади, так как не отличались прилежной учебой и тем более поведением. Чтобы доказать всем, что они совсем ненормальные люди, мальчишки в снег пошли кататься с такого обрыва, с какого ни один нормальный человек никогда бы не стал. В итоге, извалявшись в снегу, они разбрелись по домам. Расплата за такую горячность не заставила себя ждать, и вечером у Витьки разболелись ноги.

Бабушка самостоятельно поставила ему диагноз «рематизни». Мальчик не мог встать на ноги, выл и стонал от боли. Катерина Петровна очень сильно сердилась на внука и причитала: «Говорила тебе, не студися!» Однако она тут же отправилась за лекарствами.

Хоть и ворчит бабушка на внука, и передразнивает его, но относится к нему с огромной нежностью и сильной привязанностью. Дав ему затрещину, она принимается долго натирать внуку ноги нашатырным спиртом. Катерина Петровна глубоко сострадает ему, так как он сирота: его мама по роковой случайности утонула в речке, а у отца уже образовалась другая семья в городе.

Так начиналось краткое содержание. «Фотография на которой меня нет» как литературное произведение рассказывает о том, что из-за своей болезни мальчик Витя все-таки пропускает одно из важнейших событий – фотографирование с классом. Он очень сожалеет об этом, бабушка тем временем утешает внука и говорит, что как только он выздоровеет, то они сами поедут в город к «самолучшему» фотографу Волкову, и он сделает любые снимки, хоть на портрет, хоть на «пачпорт», хоть на «ероплане», хоть на коне, хоть на чем.

И вот тут к самому важному моменту подходит сюжет. Краткое содержание («Фотография на которой меня нет») описывает, что друг Витьки Санька на утро приходит за другом и видит, что тот не может стоять на ногах, и тогда он моментально решает тоже не идти фотографироваться. Санька поступает как истинный друг, который не хочет расстраивать Витьку еще больше и поэтому тоже пропускает это событие. Даже несмотря на то что Санька готовился и надел новую телогрейку, он начинает успокаивать Витьку, что не в последний раз приезжает к ним фотограф, и в следующий раз они попадут в кадр.

«Фотография, на которой меня нет»: отзыв и анализ

Хоть и рассматривается здесь дружба деревенских мальчишек на совсем детском уровне, но этот эпизод скажется на развитии личности героя. В дальнейшем он будет очень важным: не только бабушкино воспитание и забота повлияли на его отношение к окружающему миру, но и добропорядочные отношения с друзьями.

Произведение «Фотография, на которой меня нет» раскрывает образ истинных русских бабушек, как они жили в своих деревнях, вели свое хозяйство, украшали и утепляли свои окна мхом, потому что он «сырость засасывает», ставили уголек, чтобы не обмерзало стекло, и рябину вешали от угара. По окну судили, какая хозяйка живет в доме.

В школу Витя не ходил больше недели. Однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Катерина Петровна с огромным радушием и гостеприимством встретила его, мило беседовала, угостила чаем и поставила на стол угощения, какие только могут быть в деревне: «брусницу», «лампасейки» (леденцы в жестяной баночке), городские пряники и сушки.

Учитель у них в деревне был самым уважаемым человеком, ведь он учил детей грамоте, а также помогал местным жителям писать нужные письма и документы. За такую доброжелательность люди помогали ему дровами, молоком, за дитем присмотреть, а бабушка Екатерина Петровна его малышу заговорила пупок.

Вот на этом, пожалуй, можно закончить краткое содержание. «Фотография, на которой меня нет» — это небольшой по размеру рассказ, который помогает читателю как можно лучше понять образы главных героев, увидеть их нравственные души, приоритеты и жизненные ценности.

Кроме этого, мы понимаем, насколько важна для этих людей фотография, потому что она составляет своеобразную летопись и настенную историю русского народа. И какими бы смешными, иногда нелепыми и напыщенными ни были эти старинные фотографии, все равно отсутствует желание над ними смеяться, хочется просто улыбнуться, потому что понимаешь, что многие из позировавших полегли в войну, защищая свою землю.

Астафьев пишет, что дом, в котором была размещена его школа и на фоне которого была сделана фотография, был построен еще его прадедом, раскулаченным большевиками. Семьи раскулаченных в то время выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть, и они расселялись по чужим домам.

Вот обо всем этом и старался писать в своем творчестве Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» — это маленький эпизод из жизни писателя и всего простого, но поистине великого народа.

В книге Виктора Астафьева «Последний поклон» выражается стремление писателя показать истоки народного характера, таких его слагаемых, как сострадание, долг, совесть, красота. В повести много героев, но в центре нашего внимания две судьбы – бабушки и ее внука, ведь именно под влиянием бабушки происходит становление юного героя.
Мальчик Витя – сирота, поэтому он живёт с бабушкой Катериной Петровной. Бабушка – сильная и властная женщина, но, вместе с тем, сколько душевного тепла, доброты и любви сокрыто под внешней её суровостью! Образ Катерины Петровны – обобщенный образ, она из числа натур, которые воплощают не просто существенные черты уклада русской деревни, но и нравственные устои нации. Бабушка подтрунивает над внуком, но одновременно она добра и очень заботлива.
Для Астафьева немаловажно показать взаимоотношения своего героя с друзьями, потому что, по его мнению, «настоящая дружба – редкая и драгоценная награда человеку. Порой она бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем «коллектив».
В главе «Фотография, на которой меня нет» отражаются все моменты, волнующие Астафьева. Всё начинается с того, что в деревню приезжает фотограф из города специально для того, чтобы сфотографировать детей, учащихся в школе. Среди них и герой повести – Витя. Ребята решают, как они будут стоять на фотографии и приходят к выводу, что «прилежные ученики сядут спереди, средние – в середине, плохие назад». А Витя и его друг Санька никогда не отличались прилежностью, поэтому быть им сзади. Чтобы доказать, что они – люди пропащие, двое друзья пошли на увал и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался».
В результате они извалялись в снегу. Вечером юному герою пришла расплата за разгул – у него заболели ноги. Бабушка поставила свой диагноз — «рематизни». От невыносимой боли мальчик начинает стонать, а потом и выть. Бабушка, причитая и ругаясь («я ли тебе, язвило бы тебя в душу и печёнки, не говорила: «не студися, не студися!»), но всё же идёт за лекарствами, чтобы лечить внука.
Уже с самого начала главы становятся понятны отношения между ними – бабушка любит внука, хоть и ворчит на него, и передразнивает. Но и в этом слышится нежность и любовь:
«- где ты тутока?
— Зде-е-е-ся, — по возможности жалобно откликнулся я и перестал шевелиться.
— Зде-е-еся! – передразнила бабушка и, нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом».
Катерина Петровна заботится о внуке, хоть и строга к нему. Она сострадает Вите ещё и потому, что внук её – сирота: «…да отколь напасть такая, да и за что она сиротиночку ломат, как тонку тали-и-инку…».
Из-за того, что у мальчика болят ноги, он пропускает важнейшее событие – фотографирование. Бабушка утешает его, обещает, что фотограф приедет ещё или они сами поедут в город, к Волкову – «самолучшему» фотографу: «… он хочь на портрет, хочь на пачпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет». Друг Вити, Санька, приходит за ним и, видя, что тот не может ходить, тоже не идёт фотографироваться:
« — Ладно! – решительно сказал Санька. – Ладно! – ещё решительней повторил он. – раз так, я тоже не пойду! Всё!»
Он, как истинный друг, не оставляет Витю горевать одного. Санька, несмотря на то, что может идти и что у него есть даже новая телогрейка, остаётся с другом, убеждая себя и его, что не в последний раз к ним фотограф приезжает и что всё будет «ништя-а-ак». Конечно, в этом рассказе дружба рассматривается на детском уровне, но всё же этот эпизод очень важен для дальнейшего развития личности юного героя, ведь не только бабушка, но и доброе отношение друзей влияют на отношение человека к миру.
Глава «Фотография, на которой меня нет» глубоко раскрывает образ бабушки. В деревнях на зиму утепляют окна, и каждая хозяйка хочет его украсить: «Деревенское окно, заделанное не зиму, — своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход и избе».
Катерина Петровна живёт без излишеств, аккуратно, окно её опрятно, и она продуманно его утепляет: «Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стеклу не даёт, а рябина от угару».
В сцене, когда к Вите домой приходит учитель, мы видим ещё одну сторону характера бабушки – она гостеприимна, доброжелательна к людям. Катерина Петровна угощает учителя чаем, ставит на стол все угощения, какие только возможны в деревне, ведёт беседы.
Важно, что учитель – очень уважаемый в деревне человек, он владеет грамотой и учит детей. Учитель также помогает и взрослым жителям деревни – он исправляет дядю Левонтия, помогает писать нужные документы. За его доброжелательность он не остаётся без благодарности – учителю помогают дровами, а Катерина Петровна заговаривает пупок их маленькому ребёнку.
Таким образом, эта глава помогает нам лучше понять образы бабушки и внука, увидеть их души и жизненные ценности. Ещё мы узнаём, почему так важна деревенская фотография – это «своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». И какими бы напыщенными и смешными не были они, вызывают не смех, а добрую улыбку.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Астафьев В.П. / Фотография, на которой меня нет / Анализ главы «Фотография, на которой меня нет» из книги В. Астафьева «Последний поклон»

Смотрите также по произведению «Фотография, на которой меня нет»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

МБОУ СШ № 7 с углубленным

изучением отдельных предметов

Учитель русского языка и литературы

Анализ произведения «Фотография, на которой меня нет»

Тема: Анализ произведения «Фотография, на которой меня нет»

Эпиграф: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история» ()

Тип урока: урок выведения новых знаний

1. Образовательно-развивающая цель:

1.1.Усвоение нового понятия: сборник словесных образов.

1.2.Применение опорных понятий: эпос, рассказ, автобиография (автобиографический рассказ), повествование, автор-повествователь (рассказчик), герой произведения, словесный образ, пространство и время как элементы реальной действительности.

1.3.Развитие умений оперировать понятиями: определять понятие, выделять родовые и видовые признаки в содержании понятия. формулировать проблемные вопросы (в-п, в-с),ответы в виде суждения или умозаключения, находить противоположности, выявлять в изучаемом тексте противоречия и пути их разрешения.

1.4. Овладение специальными умениями: находить и выявлять особенные и единичные признаки рассказа (реалии); определить идею автора, особенности сюжета, установить главных и второстепенных героев произведения, давать оценку их поступкам на основе выявления причинно-следственных связей.

2. Воспитательная цель. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма. причина-следствие, общее-особенное-единичное, пространство-время, возможность-действительность.

Заявка на оценку:

«5» — 22 балла и более

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки 1-6, задания), наглядное пособие, выполненное учениками.

Раздаточный материал: таблицы для выполнения заданий


Статьи по теме